Передача управления оператором газотранспортной системы Украины — «Укртрансгазом» министерству экономического развития и торговли чревата для Киева срывом арбитража с «Газпромом» в Стокгольме и ставит под угрозу возможность получения страной кредитов от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), заявил в воскресенье коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Ранее «Нафтогаз Украины» заявил, что изменения устава компании и передача функций управления «Укртрансгазом» Минэкономразвития страны нарушает условия кредитного соглашения с ЕБРР и может являться потенциальной причиной дефолта по задолженности «Нафтогаза».
«Под угрозой срыва оказывается арбитражный процесс против «Газпрома» в Стокгольме. Мы два года упорно работали над этим арбитражем, чтобы для украинцев выиграть десятки миллиардов долларов, чтобы мы могли… добиться снижения цен на газ для населения как минимум в два раза», — написал Витренко на своей странице в Facebook.
По словам представителя компании, в ближайшей перспективе есть критический риск для бесперебойного прохождения Украиной отопительного сезона. Витренко отметил, что под угрозой также оказалось получения кредита Всемирного банка на 500 миллионов долларов, кредит ЕБРР на 300 миллионов долларов и международные кредиты на сумму более чем 1 миллиард долларов.
«Газпром» и «Нафтогаз Украины» судятся в Стокгольмском арбитраже с июня 2014 года. Предметом исков являются контракты на поставку природного газа из РФ в Украину и транзит газа через территорию Украины от 2009 года.
По последним данным, уточненная сумма требований «Нафтогаза Украины», требующего от «Газпрома» ретроактивного изменения цены, возмещения переплат и отмены запрета на перепродажу газа, предусмотренных контрактом, составила свыше 14,23 миллиарда долларов.
Последняя озвучивавшаяся самим «Газпромом» цифра его требований к «Нафтогазу» в арбитраже Стокгольма — 31,759 миллиарда долларов. Основная часть претензий приходится на штрафы за недобор газа по контрактному правилу «бери или плати» (take or pay). Так, в марте требования выросли на 2,549 миллиарда долларов за счет включения в иски суммы за недобор в третьем квартале 2015 года.