Крайне эмоционально премьер апеллировал к своим достижениями на посту мэра города Винница. Там получилось, хоть и не сразу, значит, и Украину скоро будет не узнать.
Приватизация – открытая и честная
Владимир Гройсман, выступая в субботу 17 сентября на форуме YES заявил, что 2016 год был годом стабилизации, а 2017 год станет годом развития. Экономической основой таких утверждений, судя по всему, станут приватизация и добросовестное выполнение «домашних заданий» МВФ.
Премьер-министр в своем выступлении несколько раз повторил, что «открытая и честная» приватизация – это будущее Украины. В последний день лета Кабмин передал в Верховную Раду список предприятий, которые предлагается исключить из списка стратегически важных, и передать их на приватизацию.
Среди них – «Турбоатом», «Сумыхимпром», «Запорожский титано-магниевый комбинат». Кроме того, правительство Украины предлагает выставить на продажу торговые морские порты, контрольные пакеты акций государства в облэнерго, ряд ГЭС и ТЭЦ. Помимо этого правительство расширило список объектов приватизации, которые предлагается продать в ближайшее время.
Фактически, в расширенный кабминовский список приватизации вошли объекты потенциально интересные представителям украинской олигархии: Григоришину, Коломойскому, Ахметову и Пинчуку. Каждый имеет шанс прикупить «объект желания» за довольно скромную сумму.
При этом, Фонд госимущства откровенно проваливает красивый старт приватизации: начальная цена Одесского припортового завода перед вторым аукционом снижена втрое. Но удастся ли продать завод за 150 миллионов долларов? Может, придется доплачивать инвестору, чтобы хоть кто-нибудь купил?
Но вся эта рефлексия и беспочвенные сомнения в плохом исходе не прокрались в речь премьера. Дальше обещания честной и открытой приватизации он так и не пошел.
В связке с МВФ
Кроме акцента на приватизации Гройсман похвалил себя и свое правительство за получение транша МВФ. Ведь всего за 3-4 месяца правительству «удалось продолжить сотрудничество с МВФ». Такая слабость вполне объяснима. За получение транша МВФ Гройсмана точно никто не хвалил, как и министра финансов Украины Александра Данилюка.
Несмотря на рекордно короткие сроки от решения совета директоров МВФ о выделении миллиарда долларов до включения этой суммы в золотовалютные резервы, не наблюдается всеобщего народного ликования.
Журналисты-обозреватели еще привычно подсчитывают, сколько еще «помощи» под видом кредитов можно насобирать, но общество уже без восторга следит за новостями из мира высоких финансов.
Что потребует МВФ в обмен на транш? На какие уступки пошла украинская сторона? Эти вопросы, очевидно приобретают оттенок тревожности. Особенно, если премьер намекает на «домашнее задание» МВФ, которое должно быть выполнено.
Коррупция есть, инвестиций – нет
В своем выступлении премьер пообещал перемены, которые дадут украинским гражданам возможность получить справедливый суд.
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, коррупция и некачественная судебная система являются тормозом на пути развития страны.
«Почему такая логическая цепочка? Если в стране плохой бизнес-климат, в экономику не вкладывают деньги ни местный бизнес, ни иностранцы.
Если иностранные компании просто не идут в местную экономику, то местный бизнес выводит капитал из страны. Он уже прячется в оффшорах. Премьер совершенно прав, что в некачественный бизнес климат никто не идет из-за коррупции и несовершенной судебной системы. Это подтверждается исследованиями, которые мы делали на базе украинско-американского совета», – отметил Устенко.
«Он прав в том, что без приватизации решить проблему с коррупцией тоже невозможно… Провести приватизацию – это хорошо, но насколько у него хватит сил, полномочий и т.д.? Провести приватизацию можно, но потом возникнет проблема конкуренции на рынке, а Антимонопольный комитет – слабый, и об этом вообще никто не говорит.
Западники отмечают неконкурентную среду в Украине, и приватизация в таких условиях тоже можно оказаться под вопросом. Есть много сопутствующих вопросов, о которых не было сказано», – подчеркнул экономист.
Премьер Гройсман – не первый, кто обещает украинцам то, чего дать не в состоянии: судебная система как независимая ветвь власти может оказаться вне распоряжений премьера. Кто же тогда будет виноват, если следующий год не станет «годом роста»?