Международный Валютный Фонд оценил возможности Украины существовать при неблагоприятных экономических рисках. Аналитики Фонда провели стресс-тест для нашей страны с предполагаемым валютным курсом в 46 гривен за доллар. И пришли к выводу, что в этих условиях риски по госдолгу и девальвации сохраняются даже при выполнении Украиной программы сотрудничества с МВФ.
Насколько реален пессимистический сценарий для Украины, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Как вы оцениваете результаты стресс-теста МВФ, насколько предположения фонда по поводу возможности роста валютного курса и госдолга Украины оправданы?
– Не надо слишком много информационного внимания вокруг этого сообщения о стресс-тесте МВФ раскручивать, потому что это просто одна из типичных процедур.
В случае, если повторить сценарий 2013 года, для этого нужно, как минимум, такая же серьезная военная эскалация войны, как это было в 2014 году. Надо, чтобы так же, как в 2014 году, была кризисная ситуация в банковской системе, чтобы начался очередной банкопад. Всех этих сценариев, я думаю, мы уже не будем иметь.
Сейчас, конечно, очень дорогой ценой, но мы почистили банковскую систему от так называемых «больных» и «мертвых» банков. И поэтому повторение сценария 2014 уже практически невозможно. Это просто аналитика МВФ и не более.
Если бы ситуация у нас действительно была такая опасная, то не произошло бы продолжения сотрудничества с МВФ, не поступил бы очередной транш МВФ в миллиард долларов, американское правительство не дало бы нам гарантии еще на миллиард долларов, и Еврокомиссия не выделила бы Украине финансовую линию на 600 млн евро, как она уже это сделала.
То есть никаких предпосылок, когда Украину даже деньги МВФ не спасут – такой сценарий не может стать реальностью?
– Я думаю, что не может стать. МВФ увидел проект бюджета нашего правительства на 2017 год, там заложен курс 27,2. И именно под этот проект бюджета они и выделили следующий транш, а за ними другие наши партнеры также продолжили сотрудничество с Украиной. Это самый главный сигнал, не просто какие-то слова или обещания, а это уже существующие средства.
А тот, кто голосует средствами за Украину, значит, он ожидает позитивного сценария, а не негативного.
Курс 27,2 грн за доллар заложен в бюджет. У вас не возникает сомнений в его правдивости?
– У меня возникает сомнение, почему правительство вообще закладывает дальнейшую девальвацию. Потому что сейчас у нас для девальвации гривны нет никаких экономических оснований.
Сейчас не 2014, когда у нас, например, по внешней торговле было минус 13 млрд долларов, импорт превышал экспорт. Сейчас у нас более-менее сбалансированная внешняя торговля, положительный сводный платежный баланс, и государственный долг реструктуризирован, и списаны при этой реструктуризации 20% госдолга в прошлом году для Украины.
Поэтому у нас нет сейчас таких особых валютных дисбалансов, чтобы закладывать дальнейшую девальвацию гривны.
Очевидно, нынешнее правительство идет по легчайшей дороге, по которой 2,5 года ходило предыдущее правительство, когда за счет девальвации убиваются сразу два зайца. Во-первых, наполняется государственный и местный бюджеты путем инфляционного эффекта, следующего за девальвацией. А во-вторых, удовлетворяются аппетиты наших знаменитых экспортеров. То есть наших финансово-промышленных групп экспортноориентированных.
Я думаю, второе, возможно, даже и главное для правительства и нынешнего, и предыдущего. Для девальвации, на самом деле, сейчас нет никаких причин, особенно когда поступают огромные валютные средства от МВФ и из других источников.
Ранее исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко в эфире Голоса Столицы пояснил, на что потратят кредит МВФ, а также каких действий ждет Фонд от Украины в ближайшее время. В частности, по его словам, транш смягчит ситуацию с курсом доллара.
Также экс-министр экономики Украины, президент «Центра рыночных реформ Украины» Владимир Лановой в эфире «ГС» спрогнозировал, чем закончатся переговоры по выплате РФ долга в три миллиарда долларов.