В первую неделю октября в Вашингтоне состоялась ежегодная встреча директоров МВФ и Мирового банка. Главным результатом для Украины стало заявление от НБУ, в котором регулятор требует от СБУ разобраться с распространением «провокационных материалов с голословными обвинениями главы НБУ Валерии Гонтаревой». Речь идет о брошюре «Угроза экономической безопасности Украине«, которую народный депутат Сергей Тарута подготовил совместно с Ассоциацией украинских банков.
Красная «бомба»
Брошюра «Угроза экономической безопасности Украине» — красного цвета, и если верить авторам проекта, собранные в ней факты подтверждают как громадные потери экономики Украины, так и коррупционные действия, причиной которых является деятельность Валерии Гонтаревой на посту главы НБУ.
Скандальные закрытия банков, например, «Крещатика» или «Михайловского», в Украине мало кого удивили, разве что вкладчиков самих банков, которые столкнулись с проблемой возврата депозита.
А выдача рефинансирования в размере 20 — 30 миллиардов гривен банкам, которые позже были объявлены банкротами никого кроме экспертов и членов банковского сообщества, в общем, и не поразила.
Тем не менее, в международной практике банкротство банков, которые можно оздоровить, в общем, не принято. Как не принято и участие главы Центробанка государства содействовать отмыванию средств, а Гонтареву связывают с отмывкой средств окружения президента Украины Виктора Януковича с помощью подконтрольной ей компании ICU «Инвестиционного капитала Украины».
Эти и другие факты, по мнению Таруты, будут очень интересными для американской стороны, авторизованы Ассоциацией украинских банков. Материалы были представлены властям США и представителям международных финансовых организаций, чтобы, как утверждает народный депутат Сергей Тарута, отделить негативный имидж Гонтаревой от имиджа Украины.
«Все, с кем мы встречались, а это был очень высокий уровень, отреагировали достаточно эмоционально. Никто ожидал, что руководство Национального банка может быть обвинено в отмывании денег… На западе очень правильно реагируют на любые обвинения, любые факты в возможной коррупции. Руководство каждой институции, с которой мы встречались, очень внимательно все записало, взяло брошюру и начало изучение. Я надеюсь, что будут и соответствующие действия, которые приведут, в том числе и к персональным санкциям», — заявил Тарута.
По его словам, факты, изложенные в подборке материалов, приняты очень серьезно.
«Сегодня мне позвонил один из бывшего руководства нашей страны, и сказал, что был звонок из МВФ, с вопросом, а правда ли эти факты соответствуют действительности. К этому отнеслись очень серьезно», добавил депутат.
В свою очередь президент АУБ Александр Сугоняко рассказал, что информацию о Гонтаревой в Штатах принимали «живо».
«Мы были в госдепартаменте США, бюро отношений с восточно-европейскими странами, экономических и деловых связей, были четыре разных бюро Госдепа, сенаторы, конгрессмены, Мировой банк (направление Европа и Центральная Азия), USAID, департамент юстиции США, департамент госказначейства, консалтинговая компания Atlantic Council, другие структуры», — сообщил Сугоняко.
Кривая банковского кризиса
Результаты банковской системы после ее активной «очистки» довольно прогнозируемы. Система находится в кризисе, и практически не выполняет свои функции в виде кредитования экономики. С кредитованием действительно сложно, с одной стороны, доверие к банкам у населения подорвано, и только статистическими хитростями можно прикрыть обвал депозитной базы. Но если проанализировать данные за 2014 — 2016 годы, то мы увидим, что из банков «ушло» 9,4 млрд долларов валютных депозитов. Если их умножить на 20, то получится, что из банков убежало вкладов на сумму почти 200 миллиардов гривен. За время руководства Гонтаревой банковской системой ликвидированы больше трети банков. При этом, в банках-банкротах заблокированы счета более миллиона вкладчиков-физлиц и десятков тысяч предприятий.
На счетах банков, выведенных с рынка за два года, население потеряло около 134 миллиардов гривен. А расходы Фонда гарантирования вкладов физлиц, наоборот, выросли до 60 млрд грн, при этом, часть средств, направленных на погашение обязательств по вкладам, были получены за счет эмиссии гривны.
В общем, монетарная политика НБУ под руководством Гонтаревой привела к обострению кризиса ликвидности, который перерос в кризис платежеспособности банков из-за недостаточного рефинансирования, в котором остро нуждаются банки в период оттока депозитов. Сегодня банки практически не кредитуют экономику страны.
Интегральная сумма ущерба для экономической безопасности Украины от деятельности Валерии Гонтаревой, по приблизительным оценкам, составляет не менее триллиона гривен.
«Мы часто слышали, как позитивно оценивают работу Гонтаревой. Вся позитивность базируется на том, что на западе знают: у нас есть несколько токсичных банков. И когда руководство Нацбанка сообщает, что они токсичный банк убирают с рынка, нам хлопают в ладоши. Но когда вместе с этими банками уничтожается еще 50 или 60 банков, они этого не понимают. Наша задача была — раскрыть глаза (среди руководства международных структур), необходимо не ликвидировать банки, а оздоравливать их», — пояснил Сергей Тарута.
Впрочем, на западе к «достижениям» Гонтаревой относятся справедливо: Украина занимает последнее место в рейтингах по устойчивости банковской системы. А в самой Украине уровень доверия к Гонтаревой негативный, только 2% доверяют ее действиям, напомнил Тарута.
По его мнению, есть перспектива поддержки депутатского корпуса постановлений, внесения которых в повестку дня Рады он будет добиваться на этой неделе — об обращении к президенту Украины по увольнению Гонтаревой и о создании следственной комиссии по проверке деятельности главы НБУ.
Нынешняя неделя позволит проверить уровень солидарности депутатского корпуса: симпатиков среди народных избранников у Гонтаревой, фактически нет. Но одно дело в частном разговоре ругать «самого лучшего банкира», а другое — голосовать в зале.
О реакции международных структур, вероятно, можно будет судить по высказываниям представителей МВФ. С 26 октября ожидается начало работы миссии МВФ в Киеве. Соответственно, скандал либо будет спущен на тормозах, либо получит продолжение.