Главная » Экономика » Доступные лекарства для населения и мечты Минздрава

Доступные лекарства для населения и мечты Минздрава

Министерство здравоохранения с 1 января следующего года планирует начать программу реимбурсации (государственная система полного или частичного возмещения стоимости купленных пациентами лекарственных препаратов — Ред.) и ввести референтное ценообразование на лекарственные средства, что по задумке правительства должно сделать медикаменты доступными для украинцев. В частности, возмещение стоимости лекарств планируется начать с препаратов от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета второго типа и бронхиальной астмы. 

Намерения

Пока постановления правительства существуют лишь в виде проектов, Минздрав обсуждает вопрос доступности лекарств с общественностью.

«Сейчас в Украине 90% средств на лекарства пациенты оплачивают самостоятельно. Государство лишь 10%, а из тех 90% очень много дорогих лекарств. Многие лекарства стоят дороже, чем в соседних странах», — заявила и.о.министра здравоохранения Ульяна Супрун на во время встречи с представителями общественности в Киеве. Супрун прекрасно понимает причину, по которой это происходит — сейчас в Украине не существует механизмов контроля за рынком лекарств. Средствами удешевления их стоимости могут стать внешнее и внутреннее референтное ценообразование и реимбурсация — возмещение средств за лекарства. 

«Мы хотим, чтобы лекарства были доступны для тех, кто в этом больше всего нуждается. Эта доступность будет через референтные цены, реимбурсацию. В контрактах, которые будут подписаны с аптеками, будут гарантии о наличии лекарств на складах. Это должно заинтересовать аптеки иметь лекарства в наличии, и чтобы производители имели возможность участвовать в этих программах», — пояснила глава Минздрава.

Как это работает в мире

Со словами и.о.министра трудно не согласиться. С ростом цен на медикаменты, в самом отчаянном положении оказались люди с заболеваниями, игнорировать лечение которых означает неминуемую смерть. Перед многими хроническими больными встал нелегкий выбор: либо продолжать лечиться, резко урезав расходы на все остальные нужды, либо махнуть на себя рукой. 

В высокоразвитых странах Европы доля рынка, подпадающая под реимбурсацию, государственную и госпитальную закупку, доходит до 80%, и лишь 10-20% занимает аптечный рынок. У нас – в точности до наоборот. Но откуда взять средства, если денег в здравоохранении нет?  В развитых странах мира эту проблему решают через механизмы лекарственного страхования. И везде эти системы работают по-разному. Значительную часть расходов берет на себя государство, часть оплачивают пациенты, фармацевтическим компаниям компенсируют затраты либо напрямую из госбюджета, либо через страховые фонды.

Во Франции 100% компенсации получают аптеки. В Норвегии все делят: больному компенсируют 54% стоимости любого лекарства за счет госстраха, 15% — из средств лечебного учреждения, а оставшийся 31% оплачивает гражданин. В Германии идет господдержка по «позитивному» списку, а за препараты из «негативного» списка больной платит сам. В Великобритании пациент платит не более 7 фунтов стерлингов за рецепт — остальное компенсирует государство. При амбулаторном лечении в Западной Европе из общественных источников субсидируют около 60% расходов граждан на лекарства. А социально не защищенные группы населения от доплаты освобождаются полностью.

Предыдущие попытки

За последнее время в Украине уже были две реимбурсационные пробы в фармацевтическом секторе. В 2012-2014 годах реализовывался пилотный проект по возмещению стоимости лекарств от гипертонии. Однако назвать его успешным сложно: по итогам 2013 года в рамках реализации данного проекта на лекарства от гипертензии из 191,6 млн грн выделенных средств было израсходовано 164,64 млн грн (85,9 %). То есть почти 27 млн грн вернулись в бюджет. Отсутствие препаратов в аптеках зачастую вызывалось хронической неспособностью нашего забюрократизированного государства вовремя рассчитываться с аптечными сетями. То есть, аптекам было невыгодно торговать препаратами из списка программы реимбурсации. Более того, льготные рецепты не помогли больным гипертензией существенно сэкономить: в среднем в Киеве экономия составляла 22 грн, в Киевской области — 19 грн за год. Кроме этого, во время пилотного проекта появились новые мошеннические схемы и коррупционные схемы.

За проектом по гипертонии  последовал проект реимбурсации для препаратов инсулина, старт которого несколько раз откладывался и наконец, был назначен на 1 апреля 2016 года. Тем не менее, в полном объеме реимбурсация для инсулинов еще не заработала. Так, в июне наконец вступили в силу порядок расчета цены возмещения инсулинов и положение о реестре таких цен. В то же время, Министерство здравоохранения  изучает возможность вернуть контроль над реестром инсулинозависимых пациентов, который был создан в конце 2015 года в рамках подготовки к введению системы реимбурсации стоимости инсулинов и находится в частных руках. 

Доступные лекарства по-украински

В предложенном Минздравом проекте механизм выплаты компенсации выгладит следующим образом: врач назначает больному препарат, в аптеке по рецепту выдают лекарство либо бесплатно, либо с оплатой части его стоимости, а аптека получает компенсацию из госбюджета.

Национальный перечень основных лекарственных средств с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Минздраве обещают создать и утвердить до конца года. Именно Национальным перечнем, который состоит из 22 международных непатентованных названий (МНН), будет определяться возмещение стоимости лекарств. Как утверждают в Минздраве, то, что программа реимбурсации привязана к ННП, а не  торговым названиям лекарств, исключаются коррупционные риски.

В Минздраве пока не готовы ответить по какой методике будут декларироваться цены на реимбурсируемые препараты, и как будет рассчитываться цена их возмещения. Вероятнее всего, формирование цен для целей реимбурсации станет частью новой системы референтного ценообразования, которая сейчас активно обсуждается на фармацевтическом рынке. Тем не менее, окончательного понимания, как будет выглядеть эта система, у участников рынка до сих пор нет.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман недавно заявил, что введение референтных цен обеспечит справедливое ценообразование на рынке лекарств. По его словам, это должно снизить стоимость препаратов, ведь на сегодняшний день цена на одни и те же лекарства в европейских странах-соседях Украины на 30-700% ниже.   

Следует заметить, что ВОЗ не относит референтное ценообразование к формам регулирования цен, это инструмент, позволяющий обеспечить ограничение расходов на возмещение стоимости лекарственных средств, поскольку референтная (базовая) цена представляет собой максимально возможный уровень реимбурсации. Система референтного ценообразования призвана контролировать объем государственных затрат на реимбурсацию, а не цены производителя фармацевтической продукции.

Остается много вопросов

Остается открытым вопрос, как Минздрав собирается бороться с некачественными лекарственными препаратами и с некачественными генериками. Ведь не редки случаи, когда лекарство содержит ту же субстанцию, что и в более дорогом, но оно не работает, и лечение не дает должного результата. 

Замминистра здравоохранения Украины Роман Илык признает, что большое количество медикаментов, которые существуют на украинском рынке и даже являются лидерами продаж, не зарегистрированы ни в США, ни в Евросоюзе.

«Поэтому мы понимаем, что это проблематика, которую быстро решить не удастся. Но, по меньшей мере, нужен год, чтобы провести детальный анализ этих препаратов относительно их доказательной базы. С этой целью мы обратились к авторитетным международным организациям, в том числе мы попросили специалистов и экспертов из FDA (Американское Федеральное управление по надзору за качеством пищевых и лекарственных препаратов — Ред.), чтобы они нам помогли подготовить наших отечественных специалистов, которые нам сделают этот анализ. Поэтому я не вижу никаких проблем», — сказал Илык во время встречи с общественностью.

Профессиональное сообщество до сих пор не имеет четких ответов на вопросы. Каковы конкретные цели реализации программы реимбурсации ставит перед собой Минздрав и каковы индикаторы успешности данной программы, и когда вы какие сроки эти результаты будут рассматриваться, чтобы можно было внести необходимые коррективы. 

Так же нет информации о том, какой будет последняя версия референтного ценообразования. Механизм расчета цен до сих пор не опубликован, что мешает фармпроизводителям оценить, позволяет ли предложенная методика им выйти на рынок Украины.

И это внушает опасения экспертному сообществу, что в эту программу заложены очередные коррупционные схемы, которые могут похоронить под собой благие намерения Минздрава. 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.