РИА Новости Укриана — радиостанция «Голос Столицы»
Служба безопасности Украины и Государственная фискальная служба заблокировали работу 16 крупных импортеров нефтепродуктов. Об этом стало известно из СМИ. Интернет-издания пишут, что из-за действий фискальной службы и СБУ остановлена работа таких компаний: «Кременчугпропангаз» (сеть «Барс 2000»), «Петра Резерв» (сеть KLO), «СВГ Плюс» (группа компаний «Автотранс»), «Компания Надежда», «Укргазпетролиум», «Нефтепродукт трейдинг», «Укрпетролпостач», «НП-Трейдинг», «Галлон Груп».
Также еще три юрлица, которые относятся к сети «БРСМ-Нафта», по словам представителей компании, внесены в «черный список» на основании устного поручения начальника таможни, а четыре юрлица, связанные с сетью АЗС SUN OIL, блокируются на основании письма ГФС.
Чем может закончиться противостояние импортеров с фискалами и силовиками, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин.
С чем связана эта блокировка 16 импортеров нефтепродуктов? Есть ли какие-то юридические основания для этого?
— Для того, чтобы понять, что происходит, я все-таки посмотрел бы немножечко глубже и немножечко шире. Давайте вспомним новейшую нефтяную историю, которую мы начинаем с 2000-го года. На фоне формирующегося топливного рынка на тот момент происходили искажения его конкуренции. В начале этого периода появились компании, которые имели льготы по налогообложению. И весь рынок вынужден был приходить к ним и просить, чтобы все объемы шли через эти структуры с более низким налогообложением. Затем изменилась система налогообложения, и рынок стал более импортозависимым. Наша нефтепереработка, а следовательно, множество предложений на внутреннем рынке, являющихся альтернативой импорту, практически исчезли. И на сегодняшний день у нас один нефтеперерабатывающий завод работает. С этого момента на рынке создались благоприятные условия для того, чтобы узкое горлышко, которым стала таможня, использовать в своих корыстных интересах некоторыми игроками и некоторыми структурами, которые приближены в той или иной мере к органам власти. Мы хорошо помним, как работали структуры Сергея Курченко, так называемая группа ВЕТЭК, которая использовала схему захвата регулятора в виде таможни и вынуждала все компании импортеры проходить через вот это узкое горлышко, через свою структуру, ограничивая доступ к внутреннему рынку. Кто не хотел: либо не поставляйте топливо, либо становитесь в очередь. После 30 дней простоя импорт становился неконкурентоспособным другим поставкам на рынке. Затем произошла смена власти в Украине, и вот такие агрессивные бизнес-структуры были заняты одно время, скажем, переделом остатков империи Курченко, тех активов, которые остались в Украине. Видимо, это время заканчивается. И сейчас возникает вопрос — что дальше? Дальше я вижу, что возможен передел рынка, возможны изменения сфер влияния. Каким образом? Узкое место в виде таможни остается. И поэтому вот этот регулятор является таким привлекательным для того, чтобы повлиять на изменения расстановки сил компаний на внутреннем рынке. Если посмотреть, кто попал сейчас под эту раздачу, то это не крупные, это средние и мелкие компании. То есть могу предположить, что крупный бизнес делает зачистку рынка для того, чтобы мелкие компании не мешались под ногами.
То есть это не просто силовики не трогают крупный бизнес, а, возможно, зачищают мелких и средних игроков?
— Я не могу это исключать. Дело в том, что за последние 10 лет количество, допустим, оптовиков на внутреннем рынке сократилось в 40 раз. Представьте себе. Рынок оптовый сокращается в 40 раз. Если же посмотреть на розничный рынок, то здесь ситуация еще более интересная. В 2005-м году мы проводили исследования и рассчитывали, сколько заправок нужно Украине. На тот момент наши оценки показали, что инфраструктура розничного рынка избыточна примерно в 3-3,5 раза. То есть у нас заправок на тот момент было больше, чем надо, в 3,5 раза. Мы повторили это исследование в этом году и получили оценку, что инфраструктура избыточна уже в 4,5-5 раз. То есть на самом деле получается, что на рынке большая конкуренция на настоящий момент, и эта конкуренция переходит уже в такую, принимает нецивилизованные формы. Это наблюдается не только на розничном рынке топлива, но и в госзакупках и прочее. То есть я не исключаю, что мы сейчас стоим на пороге таких очень серьезных инфраструктурных изменений, когда мелкие розничные компании, которые занимались импортом топлива для себя, будут вынуждены что-то менять. Менять — это значит ухудшать свою экономику, приходя за ресурсом к более крупным и более оборотистым партнерам. В результате мы будем видеть, что сейчас количество заправок будет сокращаться, и компании будут просто уходить с рынка.
Читайте также: Как сокращение объема добычи нефти ОПЕК отразится на Украине
Не приведет ли это в итоге к подорожанию цен на топливо?
— Когда рынок учили договариваться с государством, говорить о том, что цены формируются как-то рыночно, тяжело. Безусловно, когда происходит укрупнение рынка, крупным игрокам, их становиться меньше, им легче договориться. И, кстати, мы такие процессы наблюдали, когда была создана так называемая экспертно-аналитическая группа, на которой просто озвучивались рекомендованные для рынка цены. Хотя это запрещено законодательством. Говорить о том, что цены будут менее рыночно себя вести, это уже задача АМК — оценивать, насколько они рыночные, и формировать условия для того, чтобы рынок таки работал. Сейчас я пока не могу сказать, что эти изменения приведут к дефициту на рынке, приведут к тому, что цены вырастут. Нет, более того, рынок настолько жесткий, что если кто-то, какая-то из сетей, скажем, приостановит свою торговлю, то это место тут же будет занято соседней заправкой, которая будет находится в 100, в 200 метрах от нее. То есть инфраструктура избыточна, поэтому потребитель, мне кажется, сейчас не почувствует эти события.
Если пытаются таким образом выдавить с рынка мелких и средних игроков, могут ли расчищать место не просто для действующих крупных игроков, а для захода некоего иностранного игрока?
— У нас есть уже достаточно крупные мировые игроки, это во-первых. Во-вторых, на мой взгляд, в условиях, когда экономика пока что катиться под откос, когда потребитель нищает, его покупательная способность падает, говорить о том, что кто-то будет входить в этот рынок, не просто в рынок, а в рынок с кратно избыточной инфраструктурой, я бы не ожидал. То есть, скорее всего, те заправки, которые не смогут обеспечить себя ресурсом, они будут закрыты, они просто исчезнут из рынка. Наиболее ликвидные из них в привлекательных местах, да, конечно, они могут быть перекуплены крупными компаниями. А в основном, мне кажется, мы сейчас подошли к тому моменту, когда эти наши оценки избыточности рынка начинают реализовываться в том, что рынок начинает оптимизировать свою структуру.
Не уйдет ли просто рынок еще больше в тень?
— Конечно, увидим. Потому что компании, которые будут поставлены перед жестким условием: либо закрывать свой бизнес, либо искать другие пути оптимизации его для того, чтобы все-таки сохранить, конечно, они будут искать разные пути. И один из путей — это недобросовестная конкуренция. Это качество, это обман потребителя, это контрафакт и контрабандная продукция.
Ранее сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич эфире радиостанции спрогнозировал, насколько подорожает или подешевеет нефть — зависимости от результата переговоров ОПЕК по заморозке уровня добычи энергоносителей.
Также стало известно, что в Харьковской области было обнаружено месторождение нефти. По мнению эксперта Геннадия Рябцева, залежей там немного и объемы нефтедобычи целом не увеличатся.