Совет главных конструкторов национальной космической навигационной системы ГЛОНАСС отложил, по крайней мере, до конца года начало эксплуатации этой системы на территории России. И это несмотря на неоднократные строгие предупреждения российского руководства о необходимости запустить ГЛОНАСС для собственных нужд к 31 декабря 2007 г.
Что-то явно не клеится в этом «высотном» долгострое.
Причем, вовсе не космическо-технический аспект определяет основные трудности проекта. Хотя и здесь далеко не все хорошо. Сегодня, по данным Роскосмоса, на орбите присутствует всего 16 работающих навигационных аппаратов. Для полного покрытия территории России необходимо 18, а для глобального позиционирования требуется 24 постоянно действующих и, следовательно, весьма надежных спутника.
Для сравнения: GPS «Навстар» располагает в настоящий момент 30 спутниками, причем американцы год от года наращивают потенциал своей системы за счет резервных аппаратов на орбите. Вполне вероятно, количества 18 и 24 мы достигнем и даже сможем (правда, неизвестно, какой ценой) поддерживать работоспособность системы. Однако говорить о ее эффективности и соответствию GPS вряд ли скоро удастся.
Все дело в том, что мы в очередной раз хотим продемонстрировать миру возможность «быть на уровне» во всех отношениях. Но, во-первых, этого от нас никто не требует, а, во-вторых, это технически невозможно. Не будем говорить о военной составляющей. Независимая спутниковая навигация для нужд Вооруженных сил — вещь необходимая и реально претворяемая в жизнь.
Но требовать от ГЛОНАСС коммерческого успеха на внутреннем рынке, а, тем более, на международном, есть неоправданная трата средств.
Собственно, где серьезные маркетинговые исследования, которые наглядно показали бы, что в стране действительно сложился рынок спутниковой навигации? Не видно таких исследований. Да и сможет ли соответствующий сектор промышленности обеспечить такой аппаратурой население хотя бы крупных центров? В обозримом будущем — вряд ли.
Но главное — в качестве и потенциальных возможностях. В конце марта первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов вдруг заявил, что у ГЛОНАСС и в мыслях не было стать лучше GPS. В таком случае непонятно, зачем выпускать приемную аппаратуру в двух совмещенных стандартах. Ведь ясно, что по доступности, качеству сигнала и точности измерений наша система — не конкурент американской.
При условии открытости страны для GPS, ГЛОНАССу не завоевать наш рынок даже в мечтах. Об остальном мире, где безраздельно уже почти 20 лет правит GPS, даже думать не надо.
Так, может быть, стоит посмотреть на опыт автомобилистов, которые, хоть и с запозданием, но убедились в бесплодности попыток протаскивания собственных моделей, и пошли на экономически выгодное и совсем не ущербное для нашего национального сознания воспроизведение достижений мирового автомобилестроения? При этом развивается и отечественная колесно-гусеничная оборонная техника.