Россия получила приглашение поучаствовать в проекте Nabucco, но вежливо отказалась, хотя не имеет ничего против его реализации. Заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев в интервью телеканалу «Вести» объяснил, с чем связана такая позиция. «Европе уже в 2020 г. нужно дополнительно 100 млрд кубических метров газа. А газопроводов, чтобы этот газ доставить, нет», – напомнил он. Даже если будут реализованы «Северный» и «Южный» потоки (проекты «Газпрома») и параллельно им Nabucco, то и в этом случае потребность в газе будет превышать предложение.
Кроме того, в отличие от организаторов Nabucco, у России уже есть все, чтобы воплотить планы в жизнь: газ, рынок, опыт технической реализации сложных проектов, корпоративное управление. «Мало иметь материальные предпосылки, нужно иметь и проектное согласие, как этим проектом управлять», – справедливо отметил Александр Медведев. Объяснение отказа «Газпрома» от участия в Nabucco он завершил, напомнив известную поговорку: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У нас есть „целевой заяц“, и мы за ним и побежим».
При этом затраты на реализацию «Южного потока» будут снижаться. «В любом кризисе помимо отрицательных последствий есть и положительные. Одно из положительных последствий – снижение стоимости капитальных затрат, которые очень сильно разогнались в последние годы. Стоимость материалов и услуг росла опережающими темпами даже по отношению к росту цен на сами энергоносители», – сообщил Александр Медведев.
Газопровод «Южный поток», который должен соединить Россию со странами Европы по дну Черного моря, будут строить итальянская ENI и «Газпром». На данный момент в проекте участвуют Болгария, Сербия, Венгрия и Греция. Ведутся переговоры со Словенией и Австрией. Рассматриваемый многими как конкурент «Южному потоку», Nabucco в случае реализации позволит поставлять топливо в Европу в обход России. Однако декларируемый принцип энергетической независимости европейского региона разбивается о Турцию – обязательного участника проекта. Эта страна уже давно стремится в Евросоюз, и в Брюсселе признают, что Nabucco станет идеальным рычагом для шантажа со стороны Анкары.
Более того, общеевропейский проект изначально нерентабелен. Уже сейчас он оценивается в ?7,9 млрд, и, чтобы оправдать строительство, газ должен иметь цену не ниже $200 за кубометр, что заметно выше нынешнего уровня. Поэтому, когда российский вице-премьер Виктор Зубков посещал в конце января Венгрию для обсуждения итогов российско-украинского газового конфликта и предложения об участии Будапешта в строительстве «Южного потока», он не стал миндальничать и прямо сказал, что Nabucco «может стать хорошим памятником амбициям». Еще одна нерешенная проблема Nabucco – чем заполнить трубу. Газа потенциальных участников проекта для этого не хватает, а альтернативный взять неоткуда.