В четверг белорусская казна распухла на 600 млн долларов. Ровно столько Международный валютный фонд (МВФ) выделил Минску в качестве второго транша из обещанных 3,5 млрд. Взамен президенту страны Александру Лукашенко пришлось сделать глубокий реверанс в сторону Запада и вплотную заняться переводом экономики на капиталистические рельсы. Ему придется создавать агентство по приватизации и ослаблять контроль за ценами.
Выбора у него и не было, убеждены эксперты. В создавшейся ситуации жестокого денежного дефицита для Белоруссии остался только один выход — пойти с протянутой рукой и занимать у всех, кто согласен дать хоть сколько-нибудь.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин привел «Известиям» замечательную аналогию: однажды он встретился с послом Сингапура и спросил того, как в его стране обстоят дела с демократией и конкуренцией. Посол ответил, что нет в Сингапуре никакой демократии и конкуренции, кстати, тоже нет. Как же так, изумился его собеседник. На что получил исчерпывающий ответ: Сингапур — страна-корпорация. Вы когда-нибудь видели демократию в корпорации «Форд»? Нет. Вот и с Белоруссией та же самая история. Это тоже страна-корпорация, которой до поры до времени не было нужды ни с кем конкурировать и качать демократические права. Как только грянул кризис, «посыпались» и обычные корпорации и страны.
Судя по всему, положение у Белоруссии и впрямь незавидное. За доказательствами и ходить далеко не надо. Иначе с чего бы МВФ вдруг так расщедрился и вместо первоначально обещанных $2,5 млрд вдруг накинул сверху еще миллиард? Как бы то ни было, первый транш кредита на 788 млн Белоруссия получила в начале года. В четверг в казну поступил и второй — в размере $679 млн.
И раз уж МВФ взялся спасать тонущую белорусскую экономику, совершенно очевидно, что это не акт доброй воли. «Спасатели» настоятельно рекомендовали Александру Лукашенко сбалансировать бюджет в 2009 году, несмотря на сокращение поступлений. В числе прочих советов-требований оказались экономические реформы, жесткая денежно-кредитная политика, более гибкий валютный курс и расширение валютного коридора.
Теперь батьке придется все это выполнять. Хотя бы для вида. Потому что, как говорится, «обещать — не значит жениться», и первые транши — это еще не все 3,5 млрд. К удовольствию МВФ, на прошлой неделе Минск уже расширил коридор обменного курса белорусского рубля, за что удостоился похвалы. Что будет дальше — увидим.
По мнению Жарихина, злую шутку с Белоруссией сыграла как раз та самая «корпоративная» структура экономики страны, да еще сама структура экспорта. В результате в условиях кризиса химические удобрения, продукцию машиностроения и автомобилестроения девать некуда, а зарплаты людям платить надо, как надо и за произведенный и непроданный товар рассчитываться. А в казне — пусто.
«Молочная война» опять вышла из берегов?
Как только для белорусов забрезжила надежда на получение большого транша от МВФ, как всегда, активизировался российский главный санитарный врач Геннадий Онищенко. В четверг он выступил с громким заявлением, что белорусская сторона пытается сорвать достигнутые договоренности по «молочному вопросу» и техрегламенту, а это может привести к отмене переходного периода и новой приостановке поставок молочной продукции из этой страны.
По словам Онищенко, российская сторона, строго выполняя свои обязательства, допустила на российский рынок более 400 наименований молочной продукции по трем спискам. Но с условием: до конца июля выполнить все требования российского законодательства.
— Вместе с тем с момента достижения договоренностей (17 июня. — «Известия») для экспертизы со стороны Белоруссии поступило смехотворно маленькое число образцов — около 30, — заявил Онищенко. — Эта ситуа-ция начинает оцениваться нами как планомерная работа со стороны Белоруссии по срыву достигнутых договоренностей.