Правительство должно отчитываться перед парламентом (а значит, и обществом) о том, как реализуются объявленные антикризисные меры и тратятся выделенные на них сотни миллиардов рублей, решили депутаты Госдумы и приняли соответствующий закон. И вот первый такой отчет в Госдуму поступил …
Любой уважающий себя парламент, ознакомившись с этим 107-страничным документом, возмутился бы и немедленно отправил его назад. На доработку.
Закон требует от кабинета министров “в срок, не превышающий 30 дней после завершения второго квартала 2009 года”, представить депутатам отчет за последний квартал 2008 года и первое полугодие 2009 года. Закон, как известно, у нас превыше всего, а премьер Путин одно время очень любил поговорить про его, закона, диктатуру. Наверное, поэтому на подписанном им документе стоит дата “31 июля 2009 года”, хотя в Думе он зарегистрирован лишь поздно вечером 5 августа. Без ответа остается вопрос о том, по каким злачным местам 5 дней болтался офицер-фельдъегерь, которому поручили доставить отчет на Охотный Ряд… Между прочим, закон требует и от Центробанка в тот же срок представить парламенту подробную информацию о предпринятых им антикризисных мерах. Где она?
Но смотрим то, что есть. Очевидно, в Белом доме решили “не париться”. Разные ведомства подготовили по своему разумению отдельные куски, их свели вместе — и все. Есть подозрение, что даже не посмотрев, насколько один стыкуется с другим, — иначе откуда столько повторов? Вот, например, на стр. 14 говорится, что правительство 22 июня 2009 года приняло постановление о перечислении денег Пенсионному фонду на выдачу материнского капитала тем, кто захочет взять из него “антикризисные” 12 тысяч рублей. А абзацем ниже — еще раз о том, что такое постановление принято…
Но зато в отчете нет ни одного слова о том, сколько семей смогло воспользоваться материнским капиталом на погашение ипотечных кредитов. Про то, что такая антикризисная мера есть, в нем упоминается, как и про те самые 12 тысяч рублей. Сказано лишь, что 12 млрд. рублей бюджет Пенсионному фонду на эти цели перечислил и что эти 12 млрд. составляют лишь 27% от того, что было запланировано. Может быть, цифра спасенных от семейного дефолта многодетных так ничтожна, что стыдно признаваться?
А кое-какие требования закона правительство по каким-то причинам предпочло вообще проигнорировать. Например, ст. 2, п. 2 (г) обязывает сообщить, какой регион и сколько получил субсидий на борьбу с безработицей, с указанием численности в этом регионе “официально зарегистрированных безработных граждан, показателя уровня безработицы, количества создаваемых рабочих мест, численности граждан, подлежащих опережающему профессиональному обучению в случае угрозы массового увольнения”. Нет такой таблицы в отчете. Есть лишь сообщение о том, что бюджетам субъектов РФ предоставлено 28,9 млрд. рублей на поддержание рынка занятости (85% от запланированного).
Конечно, меньше знаешь — лучше спишь. И хотя никакого анализа эффективности антикризисных действий правительства в отчете нет (да закон его и не требует), полная провальность отдельных мер по поддержке экономики при ознакомлении с его содержанием становится очевидна. Например, закон обязывает детально расписать, каким предприятиям оборонно-промышленного комплекса и на каких основаниях предоставлены государственные гарантии по кредитам (на эти цели в бюджете заложено 100 млрд. рублей). И что? На 1 июля Минфин получил лишь 3 (!!!) заявки на получение таких гарантий, но и они не удовлетворены, потому что организациями “представлены неполные пакеты документов”. А про госгарантии по кредитам системообразующим предприятиям, включенным в список правительства (в бюджете заложено 200 млрд. рублей), — вообще ни слова … Кроме слов про то, что да, мол, есть такая мера в программе правительства.Депутаты должны обсудить этот отчет в сентябре. Что ж, обсудят, что есть, — и, тяжело вздохнув, большинством голосов “примут к сведению”. Давать оценку работе правительства во главе с лидером партии парламентского большинства в Госдуме теперь не принято. А жаль.