Пока министры спорят о том, какую бы статью расходов им сократить, большинство регионов эту проблему уже решили. По итогам самого «кризисного» первого полугодия в подавляющем большинстве областей, краев и республик бюджет был исполнен с профицитом. А значит, деньги у губернаторов есть. Но федеральный центр им все равно поможет. «Известия» решили разобраться, как на самом деле кризис ударил по российским регионам и кто его сумел преодолеть.
«Да все у нас нормально, наполняемость бюджета хорошая!» — улыбался один из губернаторов в кулуарах Белого дома. «Рапортуете об этом?» «Ни в коем случае! Останемся без помощи… »
Мифические проблемы
Экономические катаклизмы породили в наших головах множество призраков. Начиная с самого кризиса, который якобы накрыл всю страну. Большинство наших граждан ничего бы и не заметили, если бы не слышали отовсюду, как все плохо. Не менее призрачной оказалась информация и о том, что буквально все регионы находятся сейчас в бедственном положении. Кризис подкосил промышленность, доходы бюджетов упали, и только экстренная помощь федерального центра может спасти положение. Этот миф полностью развенчал Минфин, опубликовав на днях показатели исполнения бюджетов российских регионов за первое полугодие.
Цифры именно за этот период очень важны, ведь самый сокрушительный удар кризиса страна испытала в начале года. И что же выяснил Минфин? Абсолютное большинство регионов России вышли из кризиса с излишками денег, т.е. с профицитом. В целом по стране сэкономили почти 100 миллиардов рублей! Из 83 субъектов Российской Федерации дефицитными оказались бюджеты только 23. Причем большинство из этих 23 понесли убытки по вполне объяснимым причинам.
Возьмем, например, Урал — самый промышленный регион России. Его производства оказались наиболее уязвимы перед лицом кризиса. Металлургия и машиностроение больше других пострадали от падения цен на мировом рынке и просто от спада в экономике: кушать граждане продолжают, а вот капиталовложения и строительство резко сократили. Так вот, в Уральском федеральном округе только один регион с дефицитным бюджетом — Челябинская область. За полгода она обнаружила в казне дыру на полтора миллиарда, поскольку испытала максимальное в округе падение собираемых налогов — аж на 40%. Причина в том, что две трети экономики региона — это металлургия, больше всего пострадавшая от кризиса.
Самые расточительные
Еще один миф кризиса — что в центре ситуация лучше всего. Удивительно, но единственный федеральный округ с дефицитным бюджетом — это Центральный. Тот самый, который, как принято считать, выкачивает деньги из всей остальной страны. Оно, конечно, не без этого, выкачивает, но откуда же тогда самая большая дыра в бюджете? А оттуда же — от привычки ни в чем себе не отказывать.
Общероссийские лидеры по размеру дыр в бюджетах — Москва, Красноярский край и Московская область. Почему?
— Москва и Красноярский край — богатые регионы, они в условиях кризиса и просели больше других, — объясняет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. — Они хорошо жили, поэтому резко упали. Что касается Московской области, то она в очень сложной ситуации: ее обязательства оказались непосильными.
Дыра в московском бюджете объясняется гигантскими расходами: за полгода столица тратит полтриллиона рублей. Это больше, чем могут себе позволить не только другие регионы, но и целые федеральные округа (кроме Центрального, конечно). Для сравнения, Московская область за полгода потратила около 150 миллиардов, Санкт-Петербург — 130, любой из остальных регионов — не более 70.
В Красноярском крае свои причины для печали: там основные доходы бюджета зависят от экспортных отраслей. Они в первую очередь пострадали от кризиса, и привыкший к сытой жизни регион перестал сводить концы с концами. Ему правительство выделило около 10 миллиардов рублей на обеспечение сбалансированности бюджета.
А Подмосковью уже помогает правительство. Владимир Путин на днях выделил 4,6 млрд рублей из федерального бюджета на помощь областной казне. «Выделение этих средств позволит региону сократить уровень долга, — сообщила пресс-служба области, — который на 1 июня текущего года составил 155,2 млрд руб., что превышает предельно допустимый в соответствии с бюджетным законодательством… » Замглавы Минфина Антон Силуанов уже пообещал региону новые кредиты.
Поищите, деньги найдутся
Впрочем, финансовые проблемы, повторимся, лишь у немногих регионов. У остальных — все относительно стабильно. И тут данные Минфина хорошо подкрепляют результаты проверок Счетной палаты. Взглянув на них, можно сделать два вывода. Первый — деньги у регионалов есть. Второй — эффективность управления бюджетным процессом на местах оставляет желать лучшего.
«В течение полутора лет не были использованы средства федерального бюджета, полученные в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства области в сумме более 6,5 млн рублей. 3,5 млн возвращены в федеральный бюджет в 2008 году, а средства в сумме около 3,1 млн рублей находятся на счете областного бюджета» — такой вывод аудиторы сделали после апрельской проверки Иркутской области.
Но это копейки по сравнению с тем, какие суммы лежат мертвым грузом в Амурской области. В начале года на областных счетах лежали 1,3 млрд рублей, в том числе деньги, полученные еще в 2006-м и 2007 году. В Мурманской области за год — с 1 января 2008-го по 1 января 2009-го — остатки средств федерального бюджета на областных счетах выросли в 2,4 раза — до 894,2 млн рублей. А еще 184,2 млн рублей, выданные из центра на компенсацию стоимости жилищно-коммунальных услуг, покоятся без движения и вовсе несколько лет.
В Ингушетии и вовсе исполнением бюджета и взятых на себя обязательств не «заморачиваются». С одной стороны, понять ингушские власти можно — им не до того, надо безопасность обеспечивать. Но с другой — от социально-экономической обстановки в республике ведь тоже очень многое зависит. Счетная палата насчитала в Ингушетии 24 объекта, строительство которых началось еще в начале 2000-х, но до сих пор не закончилось. В итоге 1,3 млрд федеральных денег ушли в песок. В итоге сотни миллионов рублей, выделенных на строительство школ, больниц, институтов, уплывают каким-то фирмам, которые даже не предоставляют смет. А чиновники, надо отдать им должное, даже акты приемки-передачи не составляют.
По чуть-чуть грешат с тендерами и другие региональные чиновники. В Тверской области в прошлом году (Счетная палата проверяла ее в июне) безо всяких конкурсов заключено контрактов на 82,4 млн рублей. Можно представить, в чьих карманах осели лакомые куски госзаказа. Кроме того, местные власти, не объяснив для чего, вдруг предоставили 72,5 млн рублей профессиональным спортивным клубам. Мелочь, а неприятно.
Берите денег столько, сколько унесете
Тем не менее федеральный центр поможет деньгами всем. Главы регионов самого «бедного» федерального округа — Центрального — собрались недавно в Смоленске, чтобы пожаловаться на свою нелегкую судьбу вице-премьеру Александру Жукову. Он их успокоил, наговорил много приятного. Губернаторов поддержат материально, причем самыми разными способами. Счет идет на сотни миллиардов.
— Регионам будет предоставлено право повысить в два раза транспортный налог, — обрадовал Жуков собравшихся.
Но это только цветочки. Одних только кредитов регионам из федерального бюджета дадут в следующем году на 125 млрд рублей. К этому надо прибавить дополнительные «алкогольные» деньги. Замминистра финансов Антон Силуанов рассказал, что повышение ставок налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, принесет губернатором почти 100 миллиардов в следующем году. Почти по миллиарду дадут акцизы на вина и на слабоалкогольные напитки. Акцизы на нефтепродукты принесут почти 15 миллиардов. Но больше всего принесет регионам пиво: с него соберут аж 64 миллиарда дополнительных доходов. На дотации регионам, кроме того, потратят 41 млрд рублей в 2010 году, 30 млрд в 2011-м и 19 млрд — в 2012-м.
Все эти «подарки», безусловно, полезны. Во-первых, они компенсируют выпадающие доходы регионов, а во-вторых, экономисты признают, что кризис надо «заливать деньгами». Но надо помнить, что есть еще и граждане, которым никто антикризисных кредитов не выделяет. Наоборот, именно с них собирают все те налоги и акцизы, которые должны облегчить жизнь губернаторов. Три с половиной рубля с каждой бутылки пива (именно настолько повысят акциз) — это еще можно понять, нечего детей спаивать. А вот акциз на нефтепродукты — это уже касается миллионов россиян. Ничего что бензин у нас и так уже стоит столько же, сколько прошлым летом, когда нефть была вдвое дороже? Пусть еще немного подорожает, нет проблем… На том же совещании Жуков сказал о том, что государство не будет индексировать зарплаты бюджетникам. Потому что надо экономить. Губернаторы понимающе кивали.
Расплата неизбежна?
Наивно было бы думать, что правительство раздает деньги регионам «просто так». Не похоже это на вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Не зря в последние дни случилось и еще одно событие — «обкатка» новой процедуры представления губернатора на примере Свердловской области. Напомним, что своих кандидатов на пост руководителя главного уральского региона представила «Единая Россия» — партия, победившая на региональных выборах.
Повод для слухов о возможных отставках дал сам президент Дмитрий Медведев, когда пообещал уволить губернаторов, которые не справляются с проблемами выплаты зарплат и безработицей. Он же поручил Минрегиону подготовить список субъектов, главы которых наименее эффективно боролись с кризисом. Губернаторы, кстати, немедленно активизировались. В Башкирии, например, разгорелся скандал, когда местный оппозиционер Рамиль Бигнов объявил, что данные по безработице местной статистики отличаются от данных профсоюзов аж в 10 раз. Испугавшись возможных отставок, некоторые главы регионов ударились в настоящие чудачества. Пермский губернатор Олег Чиркунов пообещал из личных средств компенсировать водителям взятки сотрудникам ГИБДД. А новый глава Орловской области Александр Козлов рассказал журналистам, что в телогрейке инкогнито колесил по своему региону, чтобы узнать реальное положение дел.
Тем временем слухи о грядущих громких отставках множатся. К этому можно прибавить и такие симптомы, как появление многочисленных рейтингов эффективности губернаторов, гневные замечания в правительстве в адрес региональных властей, которые недостаточно активно реализуют антикризисные меры и т.п. К сожалению, не всегда нависшая над губернаторами угроза заставляет их лучше работать. Часто бывает по-другому — от чудачеств и приписок до трагической охоты на вертолетах. При этом сокращать свои расходы, увы, мало кто торопится.