C мировым капитализмом что-то случилось. Он заболел. Еще совсем недавно, буквально несколько лет назад, никто не сомневался: в мире осталась только одна сверхдержава и это положение дел уже никогда не изменится. Никто не мог сравниться с Америкой в политическом, экономическом или военном отношении. В стране процветал культ безудержного потребления, ипотечные кредиты выдавались чуть ли не даром. Из конкурентов Штаты опасались только коммунистического Китая – и то в далекой перспективе.
Однако за очень короткий срок картина мира резко поменялась. Всего-то навсего крах ипотечной системы, но события стали наслаиваться друг на друга, как снежный ком, и вот уже банки перестали выдавать кредиты, а компании начали сокращать сотрудников. «Пепси-кола» и заводы «большой тройки», финансовые центры Уолл-стрит и авиакомпании пошли по пути увольнений. Рождество в самой заносчивой стране мира обещает быть мрачным. Я даже подозреваю, что президент на этот раз не помилует индейку, а съест ее, чтобы кризису не досталась.
Даже «священный» доллар и то начал отступать. Китайцы хотят в качестве резервной валюты использовать юань, россияне – рубль, японцы – йену. В условиях, когда конгресс США выделяет проворовавшимся дельцам 700 миллионов долларов, не все страны готовы платить по американским счетам. Ведь на эти деньги казначейство выпустит долговые обязательства, которые вынуждены будут выкупить союзники Америки, чтобы спасти ее, да и себя тоже, от банкротства. Пока что мировая экономика завязана на доллар, который сковывает экономических партнеров как кандалы. Неудивительно, что в Европе и в Азии захотели свободы.
Разумеется, превращение однополярного мира в многополярный США не нравится. И сейчас дело пытаются представить так, словно этот всемирных крах – всего лишь небольшая ошибка отдельных нечистоплотных финансистов, которая хотя и неприятна, но случается очень редко. Так ли это? Как нам справедливо указывает наш премьер-министр, недостатки свойственны всей капиталистической системе. Конечно, можно заметить, что последняя Великая депрессия случилась аж восемьдесят лет назад, а с тех пор экономические кризисы хоть и были, но небольшие. Но тут можно вспомнить, что и, например, с социалистической системой кризисы происходили редко – вон СССР целых семьдесят лет существовал. Но если уж заложены в какой-то системе внутренние противоречия, то сколько веревочке не виться, а конец все равно придет.
Чувствуя это, нашлось много желающих спасти современную модель западного мира. Вот президент Франции Саркози, например, уже ощутил себя новым Рузвельтом и предложил изменить рыночную схему на «регулируемый капитализм». А в Германии с полок уже сметают труды своего знаменитого земляка – Карла Маркса. Говорят, не удовлетворены результатами «европейского процветания». Вот ведь какая штука. Вопрос в том, что же сможет их удовлетворить, какая политическая и экономическая формация?
И ответ, похоже, подсказывает сама жизнь. Я имею в виду политику откровенной национализации, проводимой властями США в последнее время. Прямо терзают смутные сомнения – сначала ипотечные гиганты «Фанни» и «Фредди», затем вообще все «плохие» кредиты и акции. Но помощь от государства не безвозмездна – отныне распоряжаться активами «проштрафившихся» компаний будет именно оно. В общем капитализм теперь начнут регулировать со всех сторон, с кучей отверток и гаечных ключей. И многие говорят, что прежней картины мира мы не увидим уже никогда.