Прошедшая неделя на мировых фондовых рынках оказалась на редкость бурной даже по меркам последнего времени. Взлеты чередовались с обвалами, причем для изменения настроений инвесторов на противоположные требовались подчас самые незначительные поводы. Российский рынок, как и ожидалось, исключением не стал, обновив в результате многолетние минимумы.
Газпром в нокдауне
Отечественные фондовые индексы начали неделю с падения, которое по нынешним временам можно было бы назвать умеренным. Основной показатель РТС в понедельник опустился «всего лишь» на 6,34 процента. ММВБ упал на 4,85 процента, остановившись на зловещей отметке 666 пунктов. Это можно было бы посчитать дурным предзнаменованием. Те, кто так думал, не ошиблись.
Хотя следующий день для рынков оказался на редкость удачным — индексы выросли на 10-13 процентов. Но воодушевления инвесторов надолго не хватило. Падение в среду «съело» большую часть ралли 14 октября, а в четверг и пятницу индексы упали еще на 13-15 процентов. Обвал отправил котировки к четырехлетним минимумам, как будто бы роста цен на нефть и потребительского бума в России последних лет и не бывало.
Нефть и правда демонстрирует впечатляющее снижение, рухнув в два с лишним раза по сравнению с максимумом, установленным 11 июля. Для российских компаний, ориентирующихся на экспорт сырья, такой обвал — удар ниже пояса и он намного опаснее даже невиданных потрясений на мировом финансовом рынке. 16 октября нефть обновила 13-месячный минимум, опустившись ниже 70-долларовой отметки. В результате даже спокойствие ОПЕК, практически никак не реагировавшей на падение фьючерсов, дало трещину и организация решила передвинуть свой внеочередной саммит почти на месяц, договорившись собраться 24 октября.
Даже самые мощные нефтегазовые компании против такого развития событий ничего не могут предпринять. Капитализация «Газпрома», к примеру, упала ниже 100 миллиардов долларов. За последние два месяца «Газпром» подешевел на 70 процентов, синхронизировав свое падение с индексом РТС.
Обвалу на российских площадках начали помогать еще и представители российской власти. Так, 17 октября министр финансов Алексей Кудрин заявил, что фондовые индексы по всему миру, в том числе и в России, в ближайшее время продолжат снижение. Прямота министра повергла инвесторов в ступор — если уж высший чиновник во всеуслышание констатирует, что ничего хорошего ждать не придется, то значит, так оно и есть.
Пока правительство придумывает экстренные меры по борьбе с кризисом и предсказывает движение индексов, кредиты в России по-прежнему недоступны. На этой неделе список жертв кредитного кризиса пополнился банком «Глобэкс», который будет поглощен ВЭБом. Более устойчивые банки всячески ограничивают возврат депозитов, пытаясь предотвратить колоссальный отток средств напуганных кризисом вкладчиков.
Паевые инвестиционные фонды также демонстрируют отрицательную динамику. В конце сентября — начале октября обнаружился неожиданный приток инвесторов в ПИФы. Очевидно вкладчики рассчитывали на скорое окончание кризиса и надеялись закупиться акциями по дешевке. Ожидания не оправдались и к середине месяца все вернулось на круги своя. По данным Национальной лиги управляющих, бегство из ПИФов на неделе с 6 по 10 октября составило более 500 миллионов рублей.
Пристегните ремни!
Российский фондовый рынок в целом повторял динамику зарубежных. Биржи США и Европы демонстрировали нестабильность, которую не могли припомнить даже опытнейшие трейдеры. Чикагский индекс волатильности, измеряющий степень колебаний котировок, достиг 16 октября исторического максимума в 81,17 пункта.
Это и неудивительно, поскольку нехватка средств и крайняя нервозность вынуждают игроков рынка поддаваться паническим настроениям, сменяющимся эйфорией. Последняя привела к рекордному в истории росту американских индексов в понедельник — они взлетели на 11-12 процентов после того, как Евросоюз принял план о поддержке банковского сектора на общую сумму более полутора триллионов долларов, а США перешли к прямому выкупу акций банков. Однако спустя два дня данные по розничным продажам в Штатах вновь обрушили рынок, почти полностью обнулив это повышение. Обвал в процентном выражении стал максимальным с «Черного понедельника» 1987 года.
Самый удивительный график американские индексы «нарисовали» 16 октября. Сначала они обвалились на 4-5 процентов под весом негативных данных о промышленном развитии. Но в середине торгов подешевевшая нефть и планы государства оказать помощь страховщику облигаций Ambac, который весь этот год держится буквально «на честном слове», переломили тенденцию. В итоге, день очередного обвала превратился в день взрывного роста — и индексы финишировали на 5-6 процентов выше уровня предыдущего закрытия.
На рынке сырьевых товаров были отмечены еще более поразительные метаморфозы. Золото долгое время считалось одним из самых надежных вложений в условиях финансового кризиса и его цена на протяжении последних недель была достаточно стабильна. Но 16 октября оно, к удивлению неискушенных наблюдателей, внезапно подешевело более чем на 30 долларов, хотя никаких фундаментальных причин для такого поворота событий не было. Падение стало результатом активности хедж-фондов, которые начали массово продавать золото для фиксации прибыли и получения наличных средств, в которых они остро нуждаются. В прошлом месяце отток средств из таких фондов составил 43 миллиарда долларов и их владельцы были вынуждены сбрасывать буквально все подряд для того, чтобы закрывать стремительно увеличивающиеся дыры в ликвидности.
Текущая ситуация может продлиться достаточно долго. Меры, предпринятые правительствами основных развитых стран, смогли чуть-чуть разморозить фактически полностью парализованное межбанковское кредитование. Ставка LIBOR стабильно падала всю текущую неделю. Но пока о полном контроле за течением кризиса говорить рано. Не исключено, что ухудшение показателей реальной экономики, до которой негативные явления только-только добрались, смогут спровоцировать новую волну потрясений на фондовых рынках всего мира.