Идея «дедолларизации» не только российской, но и мировой экономики муссируется в экспертном сообществе уже давно. Тем не менее, финансовый кризис актуализировал данные разговоры до предела.
Такого рода обсуждения в нашей стране вышли на национальный уровень после предложения президента Дмитрия Медведева, содержащегося в ежегодном послании Федеральному собранию, сделать рубль (для начала на региональном уровне) международной расчетной валютой.
Переход к расчетам в рублях, прежде всего, необходимо начать с нефтегазовой сферы, считает президент. Первой расплачиваться в российской валюте может начать Белоруссия, а следом за ней и другие страны СНГ. Кроме того, Газпром уже предложил некоторым контрагентам с 2009г. перейти на торговлю в рублях. Впрочем, как заявил министр финансов А.Кудрин, такой переход возможен не ранее чем через 10 лет.
«Предложение президента было согласовано с бизнесом», – говорит в эфире РБК-ТВ в программе «В фокусе» первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. «Оно было озвучено, и мы дискутировали на встрече с Дмитрием Анатольевичем Медведевым еще в апреле т.г. И тогда Газпром действительно предложил эту программу. И мы абсолютно нормально к этому отнеслись и стали прорабатывать этот вопрос», — добавляет он. Поясним, что речь идет о встрече с бюро РСПП, состоявшейся 8 апреля 2008г. Идея перехода на рублевые расчеты с партнерами также высказывалась президентом на XII Петербургском международном экономическом форуме в июне с.г.
«Если мы говорим о том, что нужен Международный финансовый центр в России, – продолжает А.Мурычев. – Без резервной валюты, без пересмотра положения рубля эти задачи невозможно решить».
Однако данную позицию разделяют далеко не все эксперты. «Резервную валюту нельзя декретировать, нельзя навязать», – объясняет директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. «Резервными становятся национальные валюты не под давлением какой-то военной силы и т.п. – это результат экономической мощи», — продолжает он.
Привязка к доллару, как это уже очевидно для многих, становится фатальной. Р.Гринберг подчеркивает: «Мы все заложники доллара. Китайцы накопили 2 трлн долларов, японцы – 1,5, мы на третьем месте. Это ведь тяжелая работа была, чтобы эти доллары получить, и мы не заинтересованы в том, чтобы у доллара был крах». При этом эксперты предлагают российскому рублю жестче отстаивать свои интересы. «Мы очень многим развивающимся странам списываем долги. Почему бы не предъявить претензии: мы вам долги списываем, но за это мы с вами, извините, в том числе введем расчеты в рублях», – заявляет А.Мурычев.
Примером того, как можно пошатнуть гегемонию доллара, является появление евро. «Что было 10 лет назад с евро? Что, евро были в ходу? А сегодня 45% в обороте по торговле нефтью – это евро! – напоминает эксперт. – Почему тогда рубли не могут занять условную нишу в 10%? В этом есть экономическая логика, нам это выгодно».
В ответ на это в завершение программы «В фокусе» на РБК-ТВ Р.Гринберг объясняет: «Мы отменяем доллар, хорошо, и сговариваемся: Россия, ЕС и Китай – валюта будет называться „еруань“. Но это же фантазия! Требуется же международная координация против доллара, но ее нет. Это только в России обсуждается замена доллара».
Тем не менее, не стоит забывать о том, что год назад заявил о переходе на евро в торговле нефтью Иран. Отказались от взаиморасчетах в долларах Аргентина и Бразилия – крупнейшие экономики Латинской Америки и первые игроки таможенного союза стран Южного конуса Латинской Америки (МЕРКОСУР).
Теперь же предложил перевести часть двусторонней торговли между РФ и КНР с долларов на рубли и юани главе Госсовета Китая глава правительства России Владимир Путин. Аналогичное предложение сделал президент Дмитрий Медведев своему вьетнамскому коллеге.
«Давайте возьмем наши ЗВР – 2% золота в них. Во Франции и в Германии доля золотого запаса на порядок выше, – резюмирует А.Мурычев. – В этих условиях, очевидно, не нужно стимулировать поддержку американской экономики – мы не должны нести риски американской экономики!»
Добавим, по данным члена-корреспондента РАН Сергея Глазьева, глобальный сеньораж, который присваивают США от эмиссии долларов, составляет около полутриллиона долларов в год и позволяет, таким образом, легко финансировать все военные расходы США за счет остального мира.