Во вторник Москва впервые принимала профильных министров Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ). Визит получился поистине историческим. Как бы ни открещивались участники от того, что создают картель, упорно называя себя форумом, 23 декабря может войти в историю именно как день создания газовой ОПЕК.
Кризис в газовой отрасли оказался глубже, чем ожидалось. И вопрос объединения встал сам собой. Правда, понимая, насколько неадекватно Запад реагирует на создание газового картеля, участники ФСЭГ предпочли оперировать наименее раздражающей формулировкой — «газовая неОПЕК». Но именно во вторник форум обрел юридический статус — был принят устав организации.
— Россия выступала и выступает за развитие этого формата нашего общения и взаимодействия, что особенно актуально — думаю, вы со мной согласитесь — в современных условиях мирового финансового и экономического кризиса — так Владимир Путин обосновал необходимость скорейшего сплочения.
На этом премьер не остановился и провозгласил конец эпохи дешевого газа:
— Действующие месторождения постепенно истощаются, а перспективные газовые ресурсы залегают преимущественно вдали от ведущих центров потребления. Затраты на разведку, добычу и транспортировку продукта неизбежно повышаются, — заявил он. — И это означает, что, несмотря на известные проблемы в мировых финансах, несмотря на известный экономический спад, несмотря даже на снижение цен на энергоресурсы, тем не менее эпоха дешевых энергоресурсов, в том числе эпоха дешевого газа, заканчивается.
И что теперь? Как жить дальше? Эти вопросы сейчас как никогда раньше будут волновать Европу и Штаты. При одной только мысли о том, что страны — экспортеры газа могут объединиться, страны-потребители начинают нервно дрожать и закатывать истерики. Предвидя, что собрание вызовет именно такую реакцию на Западе, Путин постарался максимально четко обозначить правила игры. Первым делом он заявил, что отношения поставщиков, транзитеров и покупателей газа должны быть прозрачными, рыночными и долгосрочными. Премьер также призвал деполитизировать все газовые вопросы.
— Зачастую за постановкой вопроса об энергобезопасности скрывается лишь желание отдельных стран… создать для себя особый, преференциальный доступ к чужим ресурсам, — не упустил случая «вставить шпильку» Путин.
Еще один вопрос, который во вторник должны были решить министры, — какому городу доверить право стать штаб-квартирой организации (считай, газовой столицей мира). Наш премьер активно болел за свой родной город:
— Мы согласимся с любым вашим решением, уважаемые господа, будем в этом вопросе очень гибкими. Мы присоединимся к большинству. Но вместе с тем от имени правительства Российской Федерации хочу сказать, что, если вы сочтете возможным, мы будем рады принять эту организацию, готовы предоставить один из красивейших городов мира и Европы — Санкт-Петербург.
Но выбор пал на катарский город Доха.
После совещания министров принял президент Дмитрий Медведев в Кремле.
— Это значительное событие для рынков, которое окажет полноценное, мощное воздействие, — оценил итоги работы мероприятия президент.
Он полагает, что теперь государствам — экспортерам газа будет легче преодолевать последствия финансового кризиса. Если, конечно, они на самом деле будут действовать консолидированно.