Главная » Финансы » Хроника кризиса: подготовка к саммиту G20

Хроника кризиса: подготовка к саммиту G20

Как сообщается в аналитическом мониторинге Института развития фондового рынка, декада с 10 по 20 марта характеризовалась высокой нестабильностью фондового и валютного рынка: в начале декады сохранялась тенденция к ослаблению рубля, однако уже к 18 марта четко обозначилась тенденция резкого ослабления доллара, что в целом приободрило рынки.

Мировая экономика продолжала пребывать в ожидании встречи G20. В рассматриваемый период была озвучена российская позиция, подготовленная к встрече лидеров G20, ключевой тезис которой – необходимость глубоких реформы мировой финансовой системы, введение наднациональной валюты и создание принципиально иной системы валютного регулирования. Однако, по разным мнениям, российская позиция не была воспринята большинством мировой элиты.

Учитывая важность и значение саммита G20 для будущего развития ситуации как в мировой, так и в российской экономике, мы решили более детально проанализировать происходящие события, что привело к существенному росту объема мониторинга. Спешим успокоить наших читателей – это не новый формат материала, это лишь реакция на значимость предстоящего события.

По-прежнему крайне сложной остается ситуация вокруг предполагаемого банкротства системообразующих промышленных комплексов и отдельных предприятий, что неминуемо повлечет рост социальной напряженности в стране.

Общий прогноз на предстоящую декаду марта – негативный.

Подготовка к саммиту G20

13 марта в преддверии апрельского саммита G20 началась встреча министров финансов стран G20. Встреча выявила различие подходов ее участников к оздоровлению мировой финансовой системы.

США заявляют о необходимости для стран G20 сосредоточиться на мировом спросе и призывают G20 увеличить траты на спасение своих экономик. Евросоюз же не считает принятие новых финансовых мер необходимым. Он настаивает на необходимости изменения мировой системы финансового регулирования. ЕС потратил на поддержку социального благосостояния больше, чем США.

Отличия в позициях стран G20, по нашему мнению, определяются их близостью к мировому печатному станку (ФРС США), различными масштабами долговых проблем и возможностью использования ресурсов других стран для их решения.

Например, Китай хранит почти $1 трлн. в ценных бумагах США, поэтому антикризисная программа американского правительства стоимостью в $787 млрд. фактически осуществляется на китайские деньги. Европейцы такого ресурса не имеют. Они понимают, что США намерены решить проблемы своего долга (в первую очередь, внешнего, составляющего более $13 трлн.) в том числе и за их счет (по нашему мнению, именно нерешенная проблема долга США является основной причиной текущего «кризиса»), вынуждая снижать курс ? и £ по отношению к $.

Российские интересы на встрече представлял вице-премьер А.Кудрин. Он сообщил, что России ближе позиция ЕС и выразил желание, чтобы США и ЕС взяли «дополнительную ответственность за свою макроэкономическую политику». Глава Минфина РФ повторил свой тезис о том, что «потенциал снижения налогов в России исчерпан». По похожему сценарию развивалась и дискуссия по мировой торговле: в коммюнике министров финансов G20 вошли лишь декларации о борьбе с протекционизмом. Фраза А.Кудрина по итогам встречи в Хоршеме «очень трудно удержаться от защиты своих отраслей» была актуальна для всех участников встречи G20.

«Техническая» сторона встречи, отраженная в опубликованном казначейством Великобритании приложении к коммюнике, говорит об итогах встречи в Хоршеме много больше. В документе, описывающем действия финансовых регуляторов с момента предыдущей осенней встречи в Вашингтоне осенью 2008г., раскрыты десятки регулятивных обязательств, принятых на себя минфинами и ЦБ на этой встрече.

Стороны договорились о завершении согласования к 2010г. единых стандартов IASB для забалансовых обязательств компаний в рамках МСФО (так называемые off-balance sheet vehicles – проблемы с их раскрытием выяснились еще на крахе компании Enron в 2007г.). Международная организация финансовых регуляторов IOSCO в марте выпустит отчет о состоянии рынка секьюритизации и предпримет ряд изменений в практике работы этого рынка. Саммиту G20 в Лондоне рекомендовано принять политическое решение об ужесточении регулирования работы хедж-фондов. Решение о старте государственного вмешательства в работу рейтинговых агентств (госаккредитация, надзор за конфликтом интересов, обмен информацией в разных юрисдикциях), принятое Минфином РФ в феврале, утверждено официальной политикой G20. В Хоршеме принято и общее решение о стандартизации рынка OTC — и кредитных деривативов, в частности CDS в целом. IOSCO и международный Комитет по платежам и расчетам CPSS готовы и уже в ближайшее время должны «стремительно пересмотреть» свои подходы к отчетности по этим инструментам и рекомендации по регулированию клиринговых систем на рынке OTC-деривативов.

Таким образом, принципиальных решений на встрече принято все же не было. Для преодоления кризиса все решили сделать все возможное, и ничего конкретного. Речь шла о совершенствовании финансовых инструментов, а не об изменении самого порочного принципа, на котором основана современная мировая система – монополизме ФРС США с ее практически бесконтрольной возможностью эмиссии по всему миру не обеспеченных реальными активами долларов.

По мнению специалистов Института развития фондового рынка просматриваются четыре возможных направления оздоровления мировой финансовой системы, которые могут быть реализованы после саммита G20:

1. По существу практически ничего не менять, ограничиться косметическими мерами (модернизировать МВФ, Мировой банк, «прижать» хедж-фонды, что-то поменять в рейтинговых агентствах, ограничить спекулянтов, продолжая закачивать ликвидность в банковскую систему).

2. Заменить доллар новой мировой резервной валютой и поручить ее эмиссию международным финансовым институтам. Например, наделить SDR – расчетную единицу МВФ – статусом всемирной «суперрезервной» валюты.

Эти два предложения лондонскому саммиту G-20 опубликованы на официальном сайте президента России Д. Медведева.

3. Перейти к системе региональных валют типа евро.

Это предложение в наиболее законченном виде было сформулировано президентом Казахстана Н. Назарбаевым и поддержано Россией.

4. Перейти в финансовых отношениях между странами к системе независимых валют. В этом случае каждая страна по своему усмотрению использует другие валюты в качестве резервных.

Первое направление отражает интересы США и их союзников. Оно уже реализуется. Причем, США не просто эмитируют пустые деньги, но и вынуждают к этому другие страны. В итоге курс $ в последние 6 месяцев вырос, что позволило США приобрести дополнительные активы и решить, по крайней мере, часть проблем со своим внешним долгом. По оценкам Института развития фондового рынка, масштаб этой операции может составлять триллионы долларов.

Второе направление в настоящее время наиболее близко позициям ЕС. Здесь повторяется ситуация 1978г., когда под давлением США вступило в силу Ямайское валютное соглашение, по которому золото перестало быть основой международных расчётов. В качестве базы валютных паритетов и валютных курсов был введен стандарт золотой денежной единицы (SDR), к которому были прикреплены шестнадцать валют (к 1999г. их осталось только четыре). Фактически за ним скрывался все тот же доллар США, который доминировал в валютной корзине ( 43% в 1999г.). Поэтому за 30 лет SDR не стали функциональной формой мировых денег, эталоном стоимости. Поэтому, по нашему мнению, это предложение также в сущности ничего не меняет: без привязки SDR к реальным активам (золоту, нефти, корзине металлов и минералов) через несколько лет ФРС США снова станет финансовым монополистом. Всем странам предлагается опять «наступить на те же грабли», что в 1978г.

Третье направление уже реализовано в зоне евро. Предлагается расширить этот принцип за счет введения других региональных валют: евраз, динар залива, золотой юань, афро и др. Указанные предложения сходны с вариантом мировой резервной валюты. Их дополнительное достоинство – возможность использования разных базовых активов для обеспечения валюты. В одних регионах – это золото и нефть, в других – нефть, газ, уран, в третьих – газ, электроэнергия, вода, в четвертых – золото, алмазы, уран и т.д. Расширение перечня базовых активов, конечно, усложнит мировую финансовую систему, но зато придаст ей устойчивость.

Четвертое направление фактически демонтирует глобализацию, по крайней мере – в ее современном понимании. По этой схеме, если некоторая страна предполагает импортировать товары и услуги из другой страны, то естественно, что она должна предварительно накопить валюту этой страны, которая становится резервной. И – наоборот. Все становится очень просто и понятно. Но при наличии, по крайней мере, трех условий.

1. Из процесса установления рыночных курсов валют следует исключить Центробанки. Их дело не коммерческие операции, а безусловное наполнение денежных каналов при минимизации инфляции. Сейчас Центробанки некоторых стран являются проводниками позиции МФВ, т.е. по существу ФРС США.

2. Валюты стран, которые претендуют на статус резервных, должны быть привязаны к реальным, а не к виртуальным активам. Например, к золоту, корзине металлов, нефти и т.д. Иначе рано и поздно, они будут размыты другими внешними валютами.

3. Цены всех без исключения реальных базовых активов должны устанавливаться на валютных биржах – мировых или региональных.

Это направление также уже начало реализовываться. Например, Россия во взаиморасчетах с Белоруссией, Турцией, Монголией, а в перспективе – с Китаем собирается перейти на рубли.

С сожалением приходится констатировать, что, скорее всего, на саммите G20 ничего принципиально нового предложено не будет. Контроль рейтинговых агентств, хедж-фондов, совершенствование стандартов деятельности финансовых организаций – это имитация деятельности, полумеры, как говорится – борьба с плесенью, а не с сыростью. Печатный станок, эмитирующий по всему миру не обеспеченные реальными активами доллары, ФРС США выключать в ближайшее время не собирается. Поэтому развитие мировой финансовой системы, скорее всего, пойдет по второму и/или третьему направлениям.

Особо следует отметить, что введение новых региональных валют может быть сопряжено с усилением военной опасности. США такое своеволие никому не прощает. Вспомним Югославию после введения евро, Южную Осетию после озвученных Д. Медведевым планов использования рубля в качестве региональной валюты. Наконец, вспомним ситуацию в зоне Персидского залива (предполагаемая региональная валюта – динар залива), приведшую к большим проблемам Ирак и Иран. Все санкции осуществляются под предлогом продвижения демократии в ее американском понимании.

Нефтяной аспект кризиса

В подавляющем большинстве аналитических материалов нефтяной аспект кризиса практически не учитывается. В крайнем случае, рассматривается изменение наполнения бюджета вследствие снижения нефтяных цен и текущая ситуация на фондовых рынках. Между тем, практически невозможно предположить, что стоимость одного из основных базовых активов мировой экономики вдруг за три месяца резко снизилась при практически неизменном спросе (ВВП стран снизится только на несколько процентов). Действиями обычных спекулянтов это не объяснить.

По мнению специалистов Института развития фондового рынка ситуация с нефтью органически вписывается в понимание инструментов управляемого кризиса и поэтому требует более детального рассмотрения. Наши выводы мы будем основывать на данных, опубликованных более года назад в журнале «Эксперт». В этой статье, в частности, говорилось следующее.

Исключительность мирового рынка нефти в том, что на нем определяющее влияние оказывает всего одна страна – США. В то время как основная часть нефтяных ресурсов находится на Ближнем и Среднем Востоке, примерно 80% всего капитала мировой нефтяной промышленности сосредоточено в США. Там существует значительный фонд низкопроизводительных нефтяных скважин, которые работают вполовину мощности. Никакой свободный рынок не может оправдать существование огромной малопроизводительной резервной системы нефтеснабжения. В случае серьезного мирового политического кризиса, войны, перерыва в поставках Америка может удвоить собственную добычу нефти за считанные дни, если не часы.

Плюс к этому, в стратегических запасах содержится резерв нефти около 100 млн. тонн, достаточный для возмещения импорта в течение 90 дней. Причем, планируется удвоить длину этого домоклова меча, нависающего над рыночной стихией, доведя стратегические запасы до 1,5 млрд. баррелей (около 200 млн. тонн).

Однако срок жизни нефтяной скважины ограничен 20-25 годами. Сохранить свой потенциал США могут лишь периодическими компаниями массированного бурения, финансирование которых возможно только за счет роста мировых цен на нефть. Поэтому мировой нефтяной цикл привязан к циклу воспроизводства американских нефтегазовых скважин и коррелирует со средним временем эксплуатации скважины. А издержки воспроизводства капитала американской нефтяной промышленности за счет повышения цен перекладываются на весь мир. Это именно та загадка, которую американские нефтяники и политики тщательно ото всех скрывают: не ОПЕК, а США стоят у штурвала глобального нефтетанкера.

Механизм одностореннего контроля над мировым рынком нефти американцы создали еще в 40-70гг. XX века. Этот механизм действует следующим образом: США согласуют желаемый уровень цен с Саудовской Аравией, а саудовцы добывают больше или меньше нефти, чтобы выйти на данный уровень. Саудовская Аравия, которой принадлежит около ¼ всех мировых запасов нефти, выступает в роли компенсирующего, свингового поставщика. Aramco – непубличная, закрытая от посторонних взглядов американо-саудовская корпорация, по стоимости активов превосходящая «Газпром» примерно втрое – главный маркетмейкер в мире. Влияние Aramco, фактически управляемой правительствами США и Саудовской Аравии, многократно усиливается путем координации действий с другими транснациональными «сестрами» – таким, как Shell, Exxon, Mobil, Shevron. Олигополия с нефтяного рынка никуда не делась.

Если США удастся распространить свой контроль на Иран, то нефтяной рынок попадет в их полное распоряжение, так как эти 3 страны располагают примерно ½ всей мировой нефти и почти всеми ресурсами нефти дешевой. Всем остальным государствам, включая Россию и США, добыча нефти обходится гораздо дороже.

Несмотря на то, что США имеют практически открытый доступ к ближневосточным богатствам, основой американского энергетического могущества остается их собственная нефтяная промышленность. Сейчас в США работает в 2 раза больше буровых установок, чем во всем остальном мире! Объем ввода скважин приближается к уровню конца 1970-х – начала 1980-х гг. Точка перелома была достигнута в 2008г.

Современный «кризис» во многом напоминает 80-е гг., повторяя ситуацию 28-летней давности. Тогда за счет манипулирования нефтяными ценами и курсом $ американцам удалось решить ряд стратегических проблем – в первую очередь – разрушить СССР.

В 2008г. так же, как в 1980г., наблюдался резкий рост нефтяных цен, что позволило США сделать рентабельным бурение и ввести в эксплуатацию новые нефтяные скважины. В 1980-1985гг. возросшее предложение нефти понизило нефтяные мировые цены и способствовало перетоку активов в $, курс которого к 1980г. резко возрос. То же происходит и сейчас.

Таким образом, в дополнение к могучему печатному станку США располагают также серьезным средством влияния на реальные активы. Естественно, что если речь идет об этой стране, ни о каком искажении рынка, рыночных отношений, можно и не говорить. Это терминология – для внешнего употребления. Естественно, что такое положение дел не могло не вызвать в остальном мире ответной реакции.

11 марта 2009г. на саммите Организации экономического развития в Тегеране президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад объявил, что мировая капиталистическая система рухнула, и призвал начать создание нового экономического порядка. Неотъемлемой его частью, по мнению президента, должна стать новая система нефтяного ценообразования. Иранский лидер призывает руководителей других стран – экспортеров энергоресурсов ввести не рыночные, а фиксированные цены нефти. Основой нового миропорядка президент Ирана считает установление «справедливой цены на нефть». По идее иранского лидера, экспортеры нефти должны добиться отказа от стихийного биржевого ценообразования и перейти к ценам, которые бы назначались продавцами сообща, в соответствии с их коллективным преставлением о том, какова на данный момент «справедливая цена».

В такой непростой обстановке 15 марта состоялось очередное заседание ОПЕК, на котором рассматривался основной вопрос – о снижении добычи нефти. В заседании принял участие вице-премьер российского правительства И. Сечин. Анализ материалов заседания показал, что российские предложения сводились к следующему.
1. Россия призывает страны-производители нефти наращивать инфраструктуру резервирования нефти и нефтепродуктов.
2. Предлагается изменить систему определения цен на нефть путем перехода к долгосрочным контрактам между производителями и потребителями – чтобы сделать их разумными, предсказуемыми и справедливыми.
3. Целесообразно совершенствование системы торговли нефтью и нефтепродуктами (организация оптимально распределенной сети площадок для торговли нефтью и нефтепродуктами, создание единой платежно-расчетной системы на основе поставочных контрактов с контролем состава участников, постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников и тому подобное, увеличение числа «маркеров» нефти и применение корзины валют в расчетах за нее).
4. Предлагается ОПЕК организовать новые торговые площадки и запустить торговлю российскими сортами нефти.
5. Заявлено, что Россия будет сокращать экспорт нефти за счет увеличения внутреннего потребления.
6. Вступление России в ОПЕК или в другие организации поставщиков углеводородов не исключается, если будут созданы необходимые условия.

Позиция России по членству в ОПЕК понятна: Россия не может связать себя жесткими обязательствами: нефть и газ – это 25% ВВП России и 40% налогов. И пока у картеля нет возможности повлиять на нашу страну. Россия рассчитывала на обмен информацией и технологиями с ОПЕК, предложив еще в декабре подписать рамочный меморандум. Но документ пока не подписан.

На сессии ОПЕК в Вене так и не было принято решение об очередном снижении добычи нефти. Игорь Сечин объяснил это разногласиями между странами-членами организации и давлением на них извне, прежде всего, из США. Понятно, что снижение мирового предложения нефти напрягает нефтяную отрасль США и сбивает программу манипулирования нефтяными ценами и курсом доллара. Поэтому ОПЕК и получила указание от США о недопустимости снижения нефтяных цен, поскольку это отрицательно сказывается на мировой экономике (это говорят люди, которые в 1971г. разорвали привязку доллара к золоту и фактически на десятилетия исказили всю мировую экономику). Как итог – заседание ОПЕК прошло с нулевым результатом, как это и прогнозировалось российским правительством.

Ситуация на мировых финансовых рынках

Стоимость финансовых активов в мире в 2008г. сократилась на $50 трлн. – это почти мировой ВВП. Эти данные содержатся в докладе Азиатского банка развития (АБР) «Глобальный финансовый кризис и экономики развивающихся стран». Сокращение отражает падение цен акций, государственных и частных долговых обязательств (включая облигации, обеспеченные ипотекой и другими активами), а также удешевление этих бумаг и банковских депозитов из-за обесценения валют к доллару. Финансовые деривативы не рассматриваются.

В Азии потери составили $9,63 трлн. (108,8% ВВП региона), в Латинской Америке – $ 2,11 трлн. (57,3%). Большие потери в азиатских странах объясняются, в частности, бурным ростом в последние годы: по данным МВФ, в 2003-2007гг. стоимость финансовых активов увеличилась с 250% до 370% ВВП (в мире – 490%, в Латинской Америке – 176%).

Обвал на фондовых рынках – наиболее очевидное свидетельство финансового краха. 10 марта японский Nikkei достиг 26-летнего минимума. Индекс MSCI AC World, включающий акции компаний 46 стран, с пика в октябре 2007г. упал на 59%. Американский S&P 500 потерял за это время 56%, вернувшись на уровень 1996г. и уничтожив все плоды «иррациональной эйфории», от которой тогда тщетно предостерегал глава ФРС Алан Гринспэн.

Капитализация российского фондового рынка, превышавшая на пике в 2008г. $1 трлн., составила 6 марта, по данным «Ренессанс капитала», $415,6 млрд. По мнению специалистов Института развития фондового рынка, из указанных $50 трлн. примерно треть обусловлена коррекцией на фондовых рынках («сдутием» финансового пузыря), что для реальной экономики – только плюс. Треть обусловлена повышением курса доллара к другим мировым валютам, а оставшаяся треть (т.е. $ 16-17 трлн.) – реальные потери.

В идеале за счет изменения курса валют (при качественном управлении этим процессом) $ 7-8 трлн. могли оказаться у США и пойти на частичное погашение внешнего долга. Скорее всего, так и произошло: кто реально управляет мировой финансовой системой, тот в состоянии заблаговременно подготовиться к подобным «кризисам» и извлечь из них для себя максимальную пользу.

Поскольку возможности повышения курса доллара в значительной степени уже исчерпаны, для уменьшения оставшейся части долга теперь логично снижать курс доллара. И американцы включили печатный станок. Это официально признал глава ФРС Бен Бернанке 15 марта. Рост денежной массы, по его мнению, поможет стране выйти из рецессии уже к началу будущего года.

Говоря о неизбежности роста безработицы, необходимости поддержки банковской системы и конце красивой жизни для банкиров глава ФРС намекнул, что кризис, может закончиться уже к концу текущего года, а к началу следующего, по его прогнозам, в американской экономике вообще начнется уверенный рост. Бен Бернанке крайне редко дает интервью, как для телевидения, так и для печатных СМИ. Поэтому эксперты считают последнее выступление главы ФРС – частью политики новой администрации США. Ее основная задача – убедить рядовых американцев в скором окончании кризиса. Главное, подчеркивают специалисты, чтобы сеанс психотерапии был фундаментально обоснован.

Но для смягчения отрицательной части эффекта понижения курса доллара желательно повлиять на ЦБ остальных стран, вынудив их к снижению учетных ставок и проведение валютной интервенции. 13 марта ЦБ Швейцарии провел первую за 17 лет валютную интервенцию для сдерживания роста курса швейцарского франка. К данной мере банк прибегнул впервые с 1992г. В результате действий ЦБ курс швейцарского франка прекратил рост по отношению к $ и ?, влияющий на конкурентоспособность швейцарских товаров, и начал снижение. Одновременно ЦБ Швейцарии снизил учетную ставку с 1,5% до 0,25%. Некоторые эксперты отмечают, что Швейцария могла стать «первой ласточкой» и вскоре примеру швейцарского ЦБ последуют и другие развитые страны, в частности Япония, которая уже давно мечтает обесценить свою национальную валюту – иену.

Скоординированная интервенция мировых ЦБ является довольно редким явлением. Так, после соглашения Plaza Accord 1985г., когда ЦБ Европы, Японии и Северной Америки вмешались, чтобы произвести искусственное обесценивание доллара, монетарные власти развитых стран решились на совместные действия лишь в 2000г., когда ФРС США и ЕЦБ согласились на сотрудничество с Японией с целью поднять курс ?, который достиг рекордно низкой отметки в $0,8225, что было на 30% ниже его отметки в 1999г., когда он был введен в оборот.

В этих неопределенных условиях инвесторы переводят свои активы в золото – приток металла в биржевые индексные фонды, которые покупают и хранят золото в интересах своих пайщиков, за первые 3 недели февраля увеличился до 208 тонн с январских 105 тонн. При таких темпах скоро будет превышен показатель за весь 2008г., когда приток составил 322 тонны.

Великобритания оказалась на пороге банкротства. Цены на жилье упали еще на 55%, и есть «реальная вероятность» того, что страна станет банкротом. Эксперты считают, что на рынке может начаться паническая продажа жилья, купленного для сдачи внаем, в связи с чем, средняя цена жилья в Великобритании может упасть ниже ₤100 тыс.

За прошедший год цены на жилье упали примерно на 20%. Несмотря на это, аналитики не считают, “что коррекция завершилась”. По их мнению, цена на жилье превышает ее справедливую стоимость на 17%-39%. При коррекции цены обычно на какое-то время падают ниже справедливой стоимости. Таким образом, цены на жилье могут упасть еще на 40%-55%.

Аналитики Numis жестко критикуют правительство Великобритании за меры, предпринимаемые для поддержки экономики и восстановления кредитования. Банкротство Великобритании является вполне реалистичной вероятностью, так как правительство пытается стимулировать увеличение долгового бремени, несмотря на то, что экономика уже погрязла в долгах.

Кризис в США

Согласно опубликованному в конце минувшей недели докладу ФРС США, в 2008г. совокупное богатство населения США уменьшилось на $11,2 трлн. – это рекордное годовое падение с момента окончания Второй мировой войны. Снижение доходов приведет к тому, что американцы в ближайшее время будут стараться меньше тратить и больше копить, а это лишь подстегнет рецессию экономики. Т.е. проблема внутреннего долга США (примерно $50 трлн. также постепенно решается).

10 марта конгресс США одобрил законопроект о выделении $410 млрд. на правительственные расходы в 2008/09 финансовом году. Конгрессмены-республиканцы безуспешно пытались заблокировать принятие документа, указывая на то, что расходы правительства увеличатся сразу на 8%. Они также высказывали недовольство включением в законопроект программ, которые уже финансируются в рамках принятого ранее антикризисного плана президента Барака Обамы на $787 млрд.

Вместе с тем, оборотной стороной медали неизбежно будет рекордный дефицит американского бюджета. В ходе дебатов сенаторами-республиканцами называлась цифра $1,75 трлн., что составляет 12,3% ВВП США. Однако независимые аналитики полагают, что превышение расходов американского правительства над доходами может быть еще более серьезным – до $1,9 трлн. (справка: валютные резервы Китая составляют $1,9 трлн.)

18 марта ФРС США заявила, что для улучшения условий на кредитных рынках готова в течении шести месяцев начать приобретать долгосрочные гособлигации (US Treasuries) на открытом рынке. Пока заявлено о выкупе на сумму до $ 300 млрд. Кроме того, ФРС также приняла решение о сохранении целевого диапазона базовой процентной ставки от 0 до 0,25% годовых. Решение ФРС ослабило доллар, что в свою очередь говорит о том, что сохранение значительных длинных позиций в этой валюте неоправданно. В ближайшие несколько месяцев ожидается дальнейшее удешевление американской валюты, в том числе и к рублю.

Кризис в России

Снижение индекса промышленного производства в РФ в январе-феврале 2009г. по сравнению с январем-февралем 2008г. составило 14,6%. В феврале 2009г. промпроизводство снизилось по сравнению с февралем 2008г. на 13,2%. Снижение данного показателя в январе с.г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило 16%. Добыча нефти и газового конденсата в РФ в январе-феврале 2009г. уменьшилась на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. и составила 78,2 млн. т. Добыча нефти и газового конденсата в РФ в 2008г. уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2007г. и составила 487,6 млн. т.

Добыча природного (естественного) газа в РФ в январе-феврале 2009г. снизилась на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. и составила 105 млрд.м. По сравнению с февралем 2008г. добыча газа в феврале 2009г. снизилась на 9,7%.

Напомним, по данным Росстата, добыча природного (естественного) газа в РФ в 2008г. выросла на 1,6% по сравнению с аналогичным показателем 2007г. и составила 663 млрд. м3. В 2007г. в России было добыто до 651 млрд. м3 газа, что на 0,8% меньше показателя 2006г.

16 марта Минфином внесен в правительство измененный проект бюджета-2009. Минфину не удалось обеспечить равномерное сокращение несоциальных расходов ведомств. Сбалансированность бюджета обеспечит большее снижение инвестиционных расходов, сокращение расходов на силовые ведомства, Федеральную налоговую службу, таможню, строительство дорог, культуру и больницы. Помимо антикризисной помощи экономике в 1,6 трлн. руб., главная статья возросших на 0,6 трлн. руб. расходов – трансферты регионам и Пенсионному фонду.

Доходы сокращаются с 10,9 трлн. до 6,7 трлн. руб., или на 4,2 трлн. руб. Расходы увеличиваются с 9 трлн. до 9,6 трлн. руб. – общий рост в реальном выражении составит 667,3 млрд. руб. Дефицит увеличен с 1,9 трлн. до 2,9 трлн. руб. Необходимость таких изменений Минфин обосновал ожиданием сокращения нефтегазовых доходов на 56,16% от планировавшихся ранее. Скорректированный бюджет-2009 рассчитан, исходя из $41 за баррель нефти марки Urals против $95 в действующей версии. По данным Минфина, снижение цены нефти в конце 2008г. уже отразилось снижением международных резервов на $51,7 млрд. Но падение цен на нефть не единственный фактор пересмотра бюджета. Новый вариант бюджета рассчитан, исходя из общей рецессии российской экономики и снижения роста ВВП на 2,2% и падения промпроизводства на 7,4% к концу 2009г. В результате не нефтегазовые доходы также сократятся на 1/4.

Исходно технологией пересмотра бюджета было всеобщее сокращение несоциальных статей расходов на уровне от 15 до 30% расходной части, а также «переброска» расходов бюджета в рамках планов главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС).

Объем золотовалютных резервов РФ по состоянию на 13 марта 2009г. составлял $376,1 млрд. против $380,5 млрд. по состоянию на 6 марта с.г. Таким образом, объем запасов Банка России продолжает снижаться. За последнюю неделю золотовалютные резервы уменьшились на $4,4 млрд., или на 1,2%. По состоянию на 1 января 2009г. международные резервы РФ официально составляли $427,080 млрд., в том числе активы в иностранной валюте – $406,205 млрд.

Правительство принимает ряд антикризисных мер. В частности, первый вице-премьер И. Шувалов сообщил, что по состоянию на 10 марта 2009г. кредитный ресурс, выданный Сбербанком России системообразующим предприятиям, оценивается в сумму свыше 1 трлн. 599 млрд. руб., ВТБ – свыше 530 млрд. руб., Внешэкономбанком – свыше 500 млрд. руб. Он отметил, что из 2 трлн. 47 млрд. руб. направлены на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также выделены кредиты на сумму не менее 217 млрд. руб. крупнейшим сельхозпредприятиям, вошедшим в список системообразующих притом, что в целом эти организации оценивают свои потребности на текущий год примерно в 600 млрд. руб. Кредиты предоставляются на очень жестких условиях и при высоких процентных ставках.

Ни одна страна в мире не тратит столько на борьбу с кризисом, сколько Россия, выделившая на эти цели уже 12% ВВП. По предварительной оценке Росстата, объем ВВП в прошлом году составил 41,54 трлн. рублей. Это означает, что антикризисный пакет «весит» почти 5 трлн. рублей.

Несмотря на значительные цифры, Россия – не единственная страна с таким «тяжелым» антикризисным пакетом. В Японии на борьбу с кризисом выделили $576 млрд., в Китае – $570 млрд. Исходя из данных МВФ об объеме ВВП, получаются антикризисные пакеты на уровне 11,83% ВВП в Японии и 14% ВВП в Китае. В США объем выделяемых средств достиг $3,539 трлн., что составляет почти 25% ВВП.

6 марта В.Путин подписал распоряжение о расформировании департамента нацпроектов и создании департамента промышленности и инфраструктуры (на базе департамента отраслевого развития).

Если экономика продолжит сжиматься, мировые рынки будут закрыты, а давление на рубль продолжится, объем просроченных кредитов может достичь $88 млрд., или возрасти в 6 раз до 15% от общего размера корпоративных кредитов (сейчас, по данным ЦБ, он составляет 2,43%).

В этом году российским компаниям предстоит выплатить $220 млрд. Из них 4,4 трлн. руб. ($120 млрд.) долга, номинированного в рублях, и $ 40 млрд. долга, номинированного в валюте, – это только погашение кредитов российским банкам. Кроме того, согласно официальной статистике, выплата внешнего долга составит в сумме около $60 млрд.

По данным российской отчетности за февраль, у 7 из 10 крупнейших российских банков по размеру активов (Альфа-банк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, «Юникредит банк») объем плохих долгов увеличился на 41,2% до 164,2 млрд. руб., в январе рост был скромнее – всего 16%. Лидером по росту просроченной задолженности стал Газпромбанк – 213% за месяц, объем просроченных компаниями кредитов вырос с 8,4 млрд. до 26,4 млрд. руб.

Кризис и антикризисные меры все больше приобретают социальное измерение.

Российские строительные компании не хотят сотрудничать с государством в продаже жилья и не снижают цены, заявил Игорь Шувалов на заседании Совета законодателей. В этих условиях правительство РФ посчитало более рациональным потратить эти деньги на заказ социального жилья и жилья экономкласса, цена на которые будет складываться исходя из снижающихся цен на нефть и на металлоконструкции.

Власть серьезно опасается весенних протестных акций, более сильных, чем акции 15 марта. В этой связи любопытны результаты социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который иначе, как тестирующим уровень социальной напряженности в регионах не назовешь. Больше половины россиян ( 62%) поддерживают идею «Единой России» ввести продуктовые карточки для малоимущих граждан. Летом 2008г. эта идея находила поддержку только 51% россиян. Изменилось и число тех, кто не поддерживает такую меру. Если до кризиса таких людей насчитывалось 34%, то в 2009г. их стало 24%. Наибольшую поддержку идея введения продовольственных карточек находит в Сибири (78%) и на Урале ( 76%). Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе ( 32%).

Безработица в России составляет уже около 6 млн. человек или порядка 8% экономически активного населения. Последняя цифра зарегистрированной безработицы – 2,077 тыс. человек, ее прирост снижается до 2% за неделю против 3-5% в январе–феврале. Основные проблемы безработица вызовет на северо-западе, на Дальнем Востоке и – на юге РФ, где динамика занятости сменилась в конце 2008г.

Характерным является заявление Президента РФ. По мнению Д. Медведева, явных признаков завершения мирового экономического кризиса пока не наблюдается.

Говоря о том, каким образом развивается кризис, Д. Медведев отметил, что, по его наблюдениям, в нынешнем кризисе есть разнонаправленные тенденции, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика двигается не только вниз, но происходят и какие-то, пока не очень внятные, но другие движения. По его словам, данная ситуация хотя и может показаться кому-то далекой и абстрактной, но она оказывает определенное влияние и на Россию.

Судя по различным прогнозам, ситуация продолжает оставаться напряженной. Некоторое ее смягчение в последние дни (снижение курса доллара, оживление на фондовых рынках) можно объяснить сменой тактики ФРС США по управлению кризисом, а также созданием более позитивного фона перед саммитом G20 2 апреля. Это – своеобразная точка бифуркации: в зависимости от принятых на саммите решений возможны различные варианты событий, вплоть до самых драматичных. Но, скорее всего (судя по результатам встречи министров финансов G20), ничего принципиально нового на саммите принято не будет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.