Росавиация с 10 марта начнет мониторить цены на авиабилеты к Чемпионату мира по футболу. Обнаружив необоснованное повышение стоимости, ведомство должно будет информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ.
Подозрения в необоснованном повышении тарифов авиакомпаниями, а то и ценовом сговоре ФАС высказывала давно.
Так, в июле 2017 года служба заинтересовалась высокими ценами на авиабилеты по маршруту Якутск — Москва — Якутск. «При сопоставлении цен на перевозки по различным маршрутам — стоимость на билеты из Хабаровска и Владивостока в Москву значительно ниже аналогичных из Якутска в Москву», — сообщала тогда ФАС.
В августе 2017 года служба направила запросы в авиакомпании. Чиновников интересовало, к примеру, почему стоимость билетов не снижается, даже если не все билеты на вылетающий рейс выкуплены. Ведомство потребовало у авиаперевозчиков детальную статистику продаж и описание математической модели расчета тарифов.
В необоснованном повышении цен ФАС подозревала специальные компьютерные системы, которые устанавливают тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса, говорил глава ведомства Игорь Артемьев, однако их работа выглядит как картельный сговор всех мировых авиаперевозчиков.
ФАС изучила работу этих систем и пришла к выводу, что рост цены не всегда обоснован повышенным спросом, а стоимость перелета определяют не машины, а люди — экономисты-математики, работающие в авиакомпаниях.
Как формируется цена на авиабилеты
Дело в том, что у каждой авиакомпании есть билеты по разным тарифам, которые она определяет самостоятельно. От тарифа, по которому куплен проездной документ, зависит перечень оказываемых перевозчиком услуг. В самолете люди, купившие билеты в эконом-класс по разным тарифам, будут сидеть рядом, но от стоимости их билета зависит, можно ли его вернуть, обменять, придется ли за это доплачивать.
«К примеру, самый дорогой билет эконом-класса будет продан по тарифу, который предполагает возможность без штрафа осуществить возврат или обмен», — пояснил ТАСС исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Более того, дорогие тарифы допускают, что пассажир может не явиться на рейс, сохранив право по этому билету в любой другой день улететь по этому же маршруту.
«Такой тариф предполагает максимальную гибкость за максимальную стоимость, которая может отличаться в разы от стоимости такого же билета эконом-класса, но продаваемого по другому классу бронирования — с ограничениями на возврат и обмен», — привел пример эксперт.
Разрабатывая тарифы, авиакомпания учитывает, что всегда есть пассажиры, которые готовы заплатить за билет если не любые деньги, то достаточно крупную сумму. Также есть те, кто точно полетел бы, если им предложить небольшую скидку.
Поэтому у перевозчиков есть некий тариф, который позволяет им окупить расходы на перелет и получить незначительную прибыль, продав по этой цене, допустим, 70% кресел на рейс, объясняет Пантелеев. «Но если перевозчик часть билетов продаст немного дешевле, часть — немного дороже, а какую-то часть — с большой наценкой, то он существенно увеличит заполняемость кресел, выручку и прибыль», — говорит он. Именно так и поступают многие авиаперевозчики.
Высокий спрос увеличивает прибыль перевозчика
Чтобы продать билеты, авиакомпания размещает их по различным тарифам на каждый рейс в глобальные дистрибьюторские системы (ГДС) — это международные компьютерные системы бронирования. Именно на них ссылался Артемьев, объясняя высокие цены на авиаперевозки.
«ГДС занимаются дистрибуцией, но изначально тарифы устанавливает перевозчик. Это никакая не самодеятельность, — пояснил ТАСС PR-директор Aviasales Янис Дзенис. — ГДС помогают управлять тарифами, регулировать спрос и, собственно, раздают билеты сотням и тысячам агентов по всему миру. При продаже билета нет злоумышленников, которые внедряются в алгоритмы, повышают цены и коварно хохочут».
ГДС — это лишь витрина, она может публиковать только ту тарифную информацию, которую предоставляют перевозчики, подтверждает Пантелеев.
Но у подразделения авиакомпании, управляющей ГДС, есть отдельные программно-аналитические комплексы — это система управления доходами. Впервые ее стали использовать американские авиаперевозчики в 1960-х годах. Алгоритмы системы позволяют перевозчикам, опираясь на сложные математические модели, в то или иное время открывать или закрывать те или иные классы бронирования. Цель — получить максимальную прибыль и продать места в самолете по максимально высокой цене.
В зависимости от спроса алгоритм позволит менять цену, точно так же как меняется она, например, на мимозы: 7 марта они стоят очень дорого, а 9 марта — почти ничего, хотя они по-прежнему имеют товарный вид, привел пример Пантелеев.
Если авиакомпании уверены, что смогут продать все билеты на рейс (они в режиме онлайн видят количество запросов), то на последние места они цены снижать не будут, а, наоборот, могут их повысить.
Рост цены при повышении спроса не противоречит ни законодательству, ни мировой практике, ни схеме взаимоотношений между авиакомпаниями и поставщиками услуг, говорят эксперты.
ФАС и авиакомпании отрегулируют работу алгоритмов
Антимонопольная служба в ходе проверок выяснила, что стоимость билетов определяется авиакомпаниями. «Мы точно установили, что не машина устанавливает [цены на авиабилеты], это делают люди. Мы будем пытаться, руководствуясь здравым смыслом, с авиакомпаниями в таком мягком варианте изменить их алгоритмы и не допускать несанкционированного ручного вмешательства, связанного с ростом цен, не основанного на серьезных доказательствах [повышенного] спроса», — сказал Артемьев.
Поскольку назначает тарифы и создает алгоритмы продаж авиакомпания, она же может менять работу алгоритмов и, соответственно, влиять на цену билетов.
Вмешательство ФАС в ценообразование позволяет надеяться, что цены на авиабилеты снизятся. Для выработки справедливой цены ФАС уже создала рабочую группу, в которую войдут крупнейшие отечественные авиаперевозчики.
В 2017 году, по данным онлайн-сервисов для организации путешествий, цены на авиабилеты уменьшались. Так, исследование OneTwoTrip показало, что авиаперелеты россиян эконом-классом за границу подешевели на 12,3%, а на внутренние направления — на 7,5%.
По расчетам сервиса путешествий Tutu.ru, цены на авиаперелеты внутри РФ в 2017 году сократились на 3,9%, а за границу — на 12%.
При этом за 2017 год на 20% увеличилась стоимость авиатоплива и на 15% выросли аэропортовые сборы, отметил Пантелеев. И количество обслуживаемых клиентов выросло почти на 20%, добавил эксперт.
Мария Селиванова