Администрация президента США Дональда Трампа нацелена на то, чтобы с помощью энергетических санкций сократить «до нуля» доходы, получаемые Ираном от продажи нефти. Об этом заявил в понедельник на специальном брифинге для журналистов директор отдела политического планирования Госдепартамента Брайан Хук.
«Что касается энергетических санкций, то наша цель — увеличить давление на иранский режим, сократив до нуля его доходы от продажи нефти», — отметил он.
По его словам, США «в настоящее время работают над тем, чтобы минимизировать дестабилизацию глобального рынка». «Мы уверены, что есть достаточные возможности для наращивания добычи нефти», — добавил он.
Трамп 8 мая объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — сделки, которая была заключена в 2015 году и ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену соответствующих санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных США и ЕС. Он пообещал не только вернуть в течение 90-180 дней старые, но и ввести новые ограничительные меры. Как напомнил Хук, санкции, затрагивающие энергетический сектор Ирана, «будут возобновлены 4 ноября».
Самый болезненный удар
Местные аналитики подчеркивают, что в основе возобновляемых администрацией Трампа санкций — удар по экспорту иранской нефти, на чем зиждется экономика Исламской Республики. После вступления СВПД в силу производство нефти в Иране увеличилось до 4 млн баррелей в сутки, а экспорт — до 2,5 млн баррелей в сутки.
Положения о нефтяных санкциях против Ирана закреплены в законе о военном бюджете на 2012 финансовый год. Там указано, что страны, закупающие иранскую нефть, должны «существенно» сокращать объемы импорта каждые 180 дней под угрозой введения санкций. Хотя законом не установлено, что значит «существенное» сокращение, для предыдущей администрации президента Барака Обамы это означало 18% от объемов импорта каждые 180 дней. Пока нет ясности, какими цифрами будет руководствоваться администрация Трампа.
В настоящее время основные импортеры иранской нефти — Китай, Япония, Южная Корея, Индия и ЕС. В 2016 году на долю Китая, Индии, Южной Кореи и Японии приходилось 85% экспорта иранской нефти, остальные 25% закупили европейцы. Некоторые из этих стран в преддверии возобновления санкций уже начали сокращать закупки иранской нефти. Так, объем импорта в Южную Корею снизился в марте 2018 года на 40% по сравнению с прошлым годом.
Исключений не будет
США, вводя санкции в отношении других стран и их компаний за торговлю с Ираном, не намерены делать никаких исключений, заявил также Хук.
«Мы не собираемся делать исключения или выдавать лицензии, потому что это значительно понизит давление на Иран, а мы сейчас проводим кампанию по усилению давления. Мы считаем, что такое давление сыграет решающую роль в достижении наших целей по обеспечению национальной безопасности», — отметил он.
Репортеры поинтересовались у Хука, с какими последствиями могут столкнуться Индия и Турция, которые дали ясно понять, что продолжат закупать у Ирана нефть. «Мы готовы работать на индивидуальной основе со странами, которые сокращают импорт [иранской нефти], но, как и в случае с другими санкциями, мы не намерены делать исключения или выдавать лицензии», — сказал Хук. Он уклонился от ответа на вопрос, какие государства уже согласились прекратить закупки иранской нефти.