Правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение с ООО «СШХ» по строительству железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым. Соответствующий документ опубликован на сайте кабмина.
«Заключить с обществом с ограниченной ответственностью «СШХ» концессионное соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Обская — Салехард — Надым», — говорится в тексте распоряжения.
Документом устанавливается, что полномочия РФ в рамках соглашения осуществляют Российские железные дороги (РЖД). В обязанности РЖД войдет обеспечение финансирования и реконструкция железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги, включая реконструкцию станции Обская и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево, а также ввод этих объектов в эксплуатацию.
В течение 120 дней РЖД обязаны заключить соглашение о взаимодействии с ПАО «Газпром», которое обеспечит финансирование, проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды).
После заключения соглашения, правительство Ямало- Ненецкого автономного округа, согласно распоряжению, обеспечит строительство автодорожной части совмещенного мостового перехода через реку Обь с автомобильными подходами. Кроме того, земельные и лесные участки, а также водные объекты, примыкающие к территории и необходимые для строительства, перейдут в собственность РФ.
Северный широтный ход
Общая протяженность Северного широтного хода составляет 686 км. Затраты на создание железнодорожной магистрали оцениваются более чем в 230 млрд рублей.
В октябре 2016 года РЖД и правительство ЯНАО согласовали проект, предусматривающий строительство железной дороги Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево с железнодорожными подходами. 24 декабря 2016 г. в Москве была зарегистрирована компания- концессионер — ООО «СШХ». Ее совладельцами в настоящее время являются ООО «Спецтрансстрой» (50,1% акций) и структура РЖД — АО «КРП-Инвест» (49,9%).
Для РЖД это будет первый проект по схеме концессии. Согласно презентации РЖД, доля концессионера (специальной проектной компании) составляет 113 млрд рублей, концедента — 30 млрд рублей, РЖД — 105 млрд рублей.
Создание магистрали будет способствовать комплексному экономическому и территориальному развитию всего Ямало-Ненецкого автономного округа. Существующая транспортная инфраструктура недостаточно развита, чтобы обеспечить полномасштабную разведку и эксплуатацию месторождений, а также транспортировку добываемого сырья. СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги, и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Кроме того, проект позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход, позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.
Помимо строительства Северного широтного хода для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1667 км.