Государство отказалось от идеи изъятия сверхприбыли у крупных российских экспортеров, получивших выгоду от ослабления рубля, тем более что компании уже выразили готовность направить эти средства в приоритетные инвестпроекты. При этом, как выяснилось, инициатива, изложенная в письме президенту РФ Владимиру Путину, была неверно истолкована. Правительство и не планировало «изымать» дополнительные доходы, а обсуждало возможность направить их на общественную повестку, которую бюджет уже не потянет, заявил автор предложения, помощник главы государства Андрей Белоусов по итогам совещания с бизнесом, которое он провел вместе с первым вице-премьером, министром финансов РФ Антоном Силуановым.
Во встрече также приняли участие глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и глава Минпромпторга Денис Мантуров.
«Слово «изъятие» в таком кондовом смысле — оно не стояло вообще никогда. Вопрос стоял не в изъятии, а в том, что появился некий ресурс у компаний, и нужно рассмотреть механизм, как этот ресурс направить на общественную повестку. Не на указ [президента] — указ финансированием обеспечен, мы об этом позаботились», — заверил Белоусов.
Как заявил ТАСС один из участников встречи, предложенная ранее схема изъятия «закрыта раз и навсегда». А представитель одной из компаний высказал мнение, что «баланс [интересов бизнеса и власти], пусть и достаточно хрупкий, найден».
«Но мы понимаем с вами, что указ — только верхняя часть айсберга, публично озвученная часть той общественной повестки и тех объективных дел, которые нужно сделать в период с 2019 по 2024 год, и часть из этих мероприятий напрямую затрагивает бизнес. Для того, чтобы расширить возможность привлечения финансирования из этих ресурсов, — бюджет это не потянет, и не должен тянуть — нужно найти соответствующие механизмы. Поэтому цель письма состояла, прежде всего, в том, чтобы правительство поработало с компаниями, посмотрело источники и поискало способы финансирования этой общественной повестки», — пояснил помощник президента.
По его словам, бизнес и сам заявил о готовности вкладываться в проекты, но попросил дать направления для финансирования.
«Заталкивать» не будут
Давить на компании, вынуждая их вкладываться в приоритетные для государства проекты, никто не собирается, заверил Белоусов. «Ни о каких обязательных действиях по «заталкиванию» бизнеса в реализацию таких проектов речи не идет. Но, безусловно, и обществу будет интересно, и правительству будет интересно смотреть, насколько бизнес готов подставить плечо под реализацию такой общественной повестки», — подчеркнул Белоусов.
Из сверхприбыли компаний, которую помощник президента оценил в 700 млрд рублей, власти согласны и на 200-300 млрд рублей, максимум — 500 млрд.
«500 млрд [рублей] — это верхняя граница. Я думаю, реально если мы миллиардов на 200-300 только за счет этих компаний найдем ресурсов — это будет очень хороший результат», — отметил Белоусов.
«Будут ли уклонисты? Ну, наверное, будут. Но я считаю, что этими уклонистами должно заниматься само бюро РСПП», — сказал помощник президента. «Главное, чтобы не Следственный комитет», — пошутил в ответ Шохин.
А чтобы окончательно успокоить бизнес, власти вновь подтвердили, что налоги в ближайшие годы расти не будут. «В планах правительства нет повышения налогов на бизнес. Наоборот, мы еще раз подтвердили свой тезис о том, что налоговая нагрузка не будет меняться, кроме того, что сегодня уже обсуждалось с РСПП и предприятиями и принято законодательно. Она будет сохраняться на предстоящие годы», — заявил Силуанов.
На благие цели
Уже 24 августа Белоусов и Силуанов намерены доложить президенту о готовности компаний взять на себя социальную ответственность по наращиванию инвестиций в важные для государства проекты. Куда именно — в октябре определит совместная рабочая группа правительства и бизнеса, которую возглавят Силуанов и Шохин.
«Задача этой рабочей группы состоит в том, чтобы до середины октября определиться по трем позициям, — рассказал Белоусов. — Первое — это финансовые модели и механизмы участия крупного бизнеса в реализации таких [общественно-значимых] проектов. Второе — это набор проектов, которые лежат в русле приоритетов общественного развития. И третье — это меры государственной поддержки, которые необходимо задействовать для того, чтобы сделать такие проекты привлекательными для крупного бизнеса».
Конкретные договоренности будут сформулированы уже в ноябре, чтобы с 2019 года запустить их в действие.
Участник совещания пояснил ТАСС, что целью должно стать использование дополнительных доходов компаний на инвестиции как в общественно значимые проекты, так и в собственный бизнес. В последнем случае «засчитываться» будут проекты, благодаря которым появляются новые рабочие места, повышается производительность труда, внедряются новые технологии и цифровизация, а также те, которые направлены на повышение экологичности производства и развитие экспортного потенциала.
«Конкретные критерии таких проектов будут выработаны позднее на рабочей группе», — сказал ТАСС участник совещания.
Чтобы сделать проекты более привлекательными, бизнесу предложат различные меры поддержки: субсидирование процентных ставок по кредитам, специальные инвестиционные контакты (СПИК) или инфраструктурные облигации.
Глава РСПП не исключил, что участие в проектах захотят принять не только компании, о которых шла речь в письме Белоусова, но даже иностранные инвесторы.