Минфин РФ предлагает ввести в Налоговый кодекс главу о едином страховом взносе, приравняв его к налогам, отменить пониженную ставку этого платежа для высоких зарплат, а для избежания роста фискальной нагрузки — снизить общую ставку взноса с нынешних 30% до 28-29%, пишет газета «Коммерсантъ».
Издание ссылается на письмо заместителя министра финансов Ильи Трунина в аппарат правительства от 20 февраля. В письме Трунин излагает «Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды», подготовленную министерством для выполнения январского указа президента о передаче администрирования этих платежей налоговой службе.
Газета отмечает, что этой концепции противостоит подход Минтруда, который предлагает постепенно увеличивать нагрузку на большие зарплаты, не компенсируя это сокращением общей ставки.
Минфин предлагает разделить администрирование доходной и расходной частей страховых взносов. Нормативно-правовое регулирование доходной части ведомство намерено оставить за собой, расходной — за Минтрудом. До 1 марта 2016 года ведомство готово внести в правительство проект закона, дополняющий перечень налогов и сборов из первой части НК новым страховым взносом. Во второй части кодекса должна появиться глава 23.1 «Страховой взнос». Ею предлагается установить общую базу для исчисления страхового взноса. Сейчас база для взносов в три фонда различается.
Существенная новация — Минфин в новой главе НК предлагает отказаться от нынешних порогов зарплаты, используемых при расчете взносов. Речь идет о так называемых «хвостах»: при общей ставке взноса в ПФР в 22%, с зарплат, превышающих 796 тыс. руб. в год, дополнительно платится еще 10%. Взносы в Фонд соцстраха уплачиваются по ставке 2,9% — но лишь до суммы 718 тыс. руб. в год. Наконец, для Фонда медстраха порога зарплаты нет — ставка взноса составляет 5,1%. Минфин предлагает этот разнобой ликвидировать, установив для нового взноса плоскую шкалу. Чтобы избежать резкого роста нагрузки, новую общую ставку предложено установить «ниже текущей на 1-2 процентных пункта», то есть на уровне 28-29% против нынешних 30%. Дифференциацию по тарифам, в том числе пониженным, предлагается сохранить.
Кроме НК, править придется Бюджетный, Гражданский и Уголовный кодексы, КоАП и еще 17 законов, касающихся социального страхования. Эти изменения будут носить технический характер и не затронут правила начисления выплат по социальным обязательствам перед населением. Поправки по плану Минфина должны быть представлены Госдуме до 1 мая этого года и вступить в силу с 1 января 2017 г.