«Яндекс» успешно оспорил в суде первую попытку привлечь компанию к ответственности за отказ предоставить Федеральной таможенной службе (ФТС) личную переписку пользователя «Яндекс.Почты».
«Это первый случай, когда «Яндекс» попытались привлечь к ответственности за подобный отказ», — рассказала «Коммерсанту» представитель компании Ася Мелкумова.
Ранее компания отказалась предоставить подразделению ФТС личную переписку пользователя «Яндекс.Почты», после чего мировой судья судебного участка N425 Москвы вынес постановление о привлечении «Яндекса» к административной ответственности, которое интернет-компания успешно оспорила в Хамовническом районном суде.
Согласно тексту постановления мирового судьи, пишет газета, в «Яндекс» обратилась Находкинская таможня, которая требовала предоставить «электронные сообщения, включая приложения, отправленные и полученные посредством использования электронного почтового ящика за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года». К своему запросу в «Яндекс» таможня приложила постановление Находкинского городского суда, согласно которому «по электронному почтовому ящику, возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей».
В Находкинской таможне на запрос «Коммерсанта» не ответили.
«Яндекс» отказал в предоставлении переписки, так как в постановлении суда не было указания на ограничение тайны переписки нашего пользователя», — пояснила Мелкумова. «В результате компанию признали виновной в административном нарушении и назначили наказание в виде 3 тыс. руб. штрафа, однако Хамовнический районный суд удовлетворил жалобу «Яндекса» на данное решение и отменил постановление», — отмечает газета. «Согласно Конституции ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения. «Яндекс», как и Google, Facebook, Twitter и многие другие международные сервисы, предоставляет информацию о пользователях правоохранительным органам в том порядке и тех случаях, которые предусмотрены законодательством», — сообщила юридическая служба «Яндекса».
Другие компании
Согласно документам Google, отмечает газета, компания в первой половине 2015 года получила от российских правоохранительных органов 207 запросов на раскрытие личных данных пользователей Google и Youtube, из которых частично или полностью удовлетворила 5% обращений. Facebook за тот же период получил только один запрос, и информацию по нему российским властям не предоставлял, говорится в документации соцсети.
Twitter в 2015 году получил от российских органов власти 82 запроса на раскрытие информации о пользователях соцсети и не удовлетворил ни одного.
Газета напоминает, что «в 2013 году с похожими проблемами уже сталкивались интернет-компании Mail.ru Group и «Рамблер»». Федеральная служба по финансовым рынкам выставила им штрафы в размере 500 тыс. руб. за отказ предоставить информацию об электронных почтовых ящиках пользователей. Причем ФСФР запрашивала не переписку, а дату регистрации почтового ящика и сведения об адресах, на которые отправлялись письма. Обе компании тогда сообщали, что не могут предоставить данную информацию без вскрытия почтового ящика. В дальнейшем Mail.ru Group отстояла свою позицию в суде, а «Рамблер» все же получил штраф.