Полномочные представители госорганов в Конституционном суде (КС) РФ на заседании сошлись во мнении, что введение правительством РФ взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам через систему «Платон» не противоречит Конституции.
В четверг Конституционный суд (КС) РФ приступил к рассмотрению запроса группы депутатов Госдумы о соответствии Конституции взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам через систему «Платон».
По мнению обратившихся в суд депутатов Госдумы, данная плата, которая по сути является налогом, должна устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства. Введение административной ответственности за несоблюдение требований по оплате по решению исполнительной власти, а не законом также является нарушением Конституции, считают заявители.
Плата по системе «Платон» не является налогом
В своем письменном отзыве полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин отметил, что данная плата не может расцениваться как налог.
«Плата за провоз тяжеловесных грузов в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно ее плательщики получают возможность использовать федеральные автомобильные дороги для решения своих хозяйственных и иных задач», — говорится в документе.
Неналоговая природа платежа выражается и в том, что «последствием его неуплаты является не принудительное взимание денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в разрешении на перевозку тяжеловесных грузов, что влечет ее невозможность».
Вяткин подчеркивает, что правительство, устанавливая платежи неналогового характера и ответственность за уклонение от их уплаты, за рамки своих полномочий не вышло.
Руководитель аппарата комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Петр Кучеренко, представляя позицию верхней палаты в КС, высказал схожее мнение.
Согласно позиции Совета Федерации, «оспариваемые положения федеральных законов в обозначенном заявителями аспекте не противоречат Конституции РФ», заявил Кучеренко.
Он обратил внимание на характер платы. «Она, прежде всего, является мерой, направленной на реализацию солидарной ответственности за предполагаемое причинение вреда автомобильным дорогам от деятельности с использованием крупнотоннажных автомобилей», — отметил Кучеренко.
Практика применения системы «Платон» поможет исправить ее недочеты
По мнению полномочного представителя правительства РФ в КС Михаила Барщевского, практика применения системы «Платон» поможет исправить ее недочеты, однако это не вопрос неконституционности системы.
«Практика применения «Платона» покажет, что и где не учли, но это не вопрос неконституционности», — сказал Барщевский. Он отметил, что «если отбросить те эмоции и нагнетание со стороны СМИ, то с «Платоном» все ясно». Полпред также напомнил, что подобные системы действуют в ряде европейский стран.
Конечно, в системе сейчас есть ряд технологических проблем, которые еще будут выявляться, но это не вопрос ее неконституционности, подчеркнул Барщевский.
«Когда вводится что-то новое, конечно, кто-то будет ей недоволен», — сказал полпред.
Попытка избавиться от «серых схем»
Полномочный представитель президента в КС Михаил Кротов, отвечая на вопрос судьи КС Сергея Казанцева, заметил, что введение «Платона» — это попытка вывода индивидуальных предпринимателей из «серой схемы».
«В 2007 году был отменен патент, лицензирование на перевозку большегрузным транспортом. Многие граждане приобрели большегрузные автомобили и стали заниматься перевозками. Естественно, для них получилась некая «серая схема», поскольку лицензирование отменено, есть налог транспортный, и все, больше никаких возмещений затрат не производится. И, в принципе, система введения платы за проезд по дорогам общего пользования — это попытка вывести из «серой схемы», — сказал Кротов, добавив, что спорщиками как раз в этом вопросе не выступают крупные компании, они спокойно платят.
По его словам, спорщики «именно индивидуальные предприниматели, которые предпочитают сохранять весь доход у себя».
Система «Платон», обеспечивающая взимание платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам, действует с 15 ноября. До 1 марта 2016 года соответствующая плата установлена в размере 1,53 рубля за каждый километр пути.
Ранее планировалось, что с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно тариф вырастет до 3,06 руб./ км, а с 2019 года будет установлен на ранее оговоренном уровне в 3,73 руб./км. Однако в конце февраля премьер- министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором продлил льготный период.