Закон, одобренный Советом Федерации и известный как «налог на Google», призван создать равные условия для российских и иностранных компаний в интернете. Однако есть опасения, что российским компаниям, как и иностранным, придется адаптироваться к новым условиям. В то же время рыночные механизмы не должны допустить роста цен на цифровой контент. Об этом сообщил ТАСС директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. В эту ассоциацию входят, в том числе, Google, Microsoft, Mail.ru Group, а также «Лаборатория Касперского» и онлайн-кинотеатры ivi.ru, Megogo и TVzavr.
«Налог на Google» отразится не только на работе разработчиков софта, но и на тех, кто его продает. Среди крупнейших разработчиков и дистрибуторов контента под действие закона попадают «Яндекс», Mail.Ru, 1С и SoftKey.
В Mail.Ru Group и «Яндексе» отказались комментировать данный законопроект.
Согласно закону, иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, с 1 января 2017 г. должны будут уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС). Они должны будут зарегистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и платить налоги наравне с российскими компаниями, работающими в том же сегменте рынка. Так, налогом на добавленную стоимость будет облагаться продажа электронных книг, изображений, музыки, аудиовизуальных произведений, в том числе и предоставление удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через интернет. Также под НДС попадает продажа компьютерных программ (включая компьютерные игры), баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления и дополнительные опции.
Помимо цифрового контента, в соответствии с законом НДС также будет облагаться оказание рекламных услуг, в том числе с использованием программ и баз данных, функционирующих в сети, а также предоставление рекламной площади в интернете. Кроме того, НДС будут облагаться услуги по размещению и приобретению товаров, предоставление торговых площадок в интернете для взаимодействия продавцов и покупателей, хранение и обработка информации при условии, что ее владелец имеет к ней доступ через интернет, предоставление доменных имен и услуг хостинга, администрирование сайтов.
Не попадают под обложение НДС реализация товаров и услуг, если при заказе через интернет поставка товаров или выполнение услуг осуществляется без использования сети. Также не будут облагаться НДС реализация программ и баз данных на материальных носителях, консультационные услуги по электронной почте и оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.
Российские компании рискуют платить дважды
«Этот закон повлияет на деятельность многих компаний (в том числе и российских — прим. ред.), потому что процедура прохождения «цифровых» товаров отличается от процедуры для физических товаров», — заявил ТАСС Плуготаренко. «Очень многие отечественные компании торгуют через западные магазины приложений или торговые площадки, и есть риск, что в этой ситуации они будут также подвергаться налогообложению, уже даже двойному», — пояснил он. Сейчас в законе предусмотрены и компенсационные меры для российских организаций, осуществляющих продажу контента через интернет. В частности, предлагается предусмотреть право принимать к вычету суммы НДС при оказании электронных услуг, местом реализации которых не признается Россия.
В то же время высокая конкуренция в регулируемой сфере не позволит компаниям полностью «переложить НДС на потребителя», уверен директор РАЭК. «Многие поставщики решений, контента являются планово-убыточными компаниями, это некие инвестиционные проекты, например, онлайн- кинотеатры. Для них речи не идет о прибыли, для них речь идет о том, чтобы не потерять долю рынка, и в результате они будут вынуждены держать цены», — рассказал Плуготаренко. Пресс-служба TVzavr считает, что налог не отразится на онлайн-кинотеатрах. «Мы как платили НДС, так и будем его платить», — подчеркнули в компании. Не отразится закон и на ценах на медийный контент.
С этой позицией в целом согласен директор РАЭК. Он полагает, что цены на цифровой контент для конечных пользователей вырасти не должны. Однако он подчеркнул, что «как в действительности отреагирует рынок — никто не знает».
Закон сбалансирован, но может потребовать перестройки работы
Какие шаги предпримут иностранные компании — Google и Apple — для оптимизации своей деятельности в рамках влияния закона — «вопрос достаточно интересный», считает Плуготаренко. Впрочем он не исключает, что из-за закона им придется «перестроить привычные для них цепочки логистики и дистрибуции цифрового товара». В каком направлении — он не пояснил.
«Google соблюдает налоговое законодательство во всех странах, где мы работаем», — заявили ТАСС в пресс-службе интернет-компании, отказавшись пояснять конкретные планы по данному вопросу. «Мы видим, что они хорошо себя ведут в отношении закона о локализации персональных данных россиян, и, хотя им действительно тяжело было перестроить свои механизмы, они это сделали», — отметил Плуготаренко. Он выразил уверенность, что Google будет соблюдать и принятый закон об НДС.
Представители Apple не смогли оперативно предоставить комментарий.
Плуготаренко также рассказал, что РАЭК пока не планирует инициировать изменения в текущей версии закона. «Мы считаем, что закон в последней редакции максимально сбалансирован и учел те интересы, которые мы смогли сформулировать на стадии обсуждения», — рассказал он. По его словам, на рынке остались игроки, которые видят для себя риски оказаться в худших условиях по сравнению с иностранными игроками рынка.
«Но сейчас нет внутри РАЭК активного спроса на то, чтобы менять последнюю редакцию закона», — подчеркнул он. «В той версии закона, которая была принята, законотворцы доказывают нам, что эти меры уравнивают российские и иностранные компании», — резюмировал директор РАЭК.