На маленьком острове Валаам в Карелии установили 9 зарядных станций для электромобилей. Это больше, чем в Санкт-Петербурге и Калининграде вместе взятых. Автоваз начал мелкосерийный выпуск EL LADA, а в Сочи продали два десятка электрокаров местной сборки.
Спрос на электромобили в России растет, однако высокая цена и отсутствие инфраструктуры часто отпугивает покупателя. Производители и продавцы этой техники убеждены, что перспективы развития в стране у экологически чистого современного транспорта хорошие, но для массового внедрения необходима реальная государственная поддержка.
Интерес к электрокарам
Люди перестали бояться покупать электромобили, однако такие приобретения не бюджетны как с точки зрения покупки самой машины, так и последующего обслуживания, объяснили ТАСС в компании «Экомоторс», которая занимается продажами электромобилей в крупных городах России. «Человек с зарплатой 50 тысяч позволить ее не сможет. Нужно иметь свою парковку, гараж, где можно зарядить автомобиль. Пока в России проблема с зарядками», — сказали в компании.
Средняя стоимость электрокара — 4 млн рублей с дальностью пробега 150-200 км, машины фирмы Tesla стоят от 7 млн рублей и могут ехать без подзарядки до 500-600 км, уточнили в компании. По данным дилера, за первую половину 2016 года россияне потратили 30 млн рублей на покупку электромобилей (к примеру, это цена 4-5 Tesla), за весь прошлый год электрокаров купили на эту же сумму.
На начало 2016 года в России насчитывалось 647 электромобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», большинство из них — 235 — в Москве. На втором месте соседствующий с технологичной Японией Приморский край — 55 машин, далее идут Самарская и Московская области — 49 и 45 автомобилей соответственно, в Краснодарском крае 41 машина, 37 — в Санкт-Петербурге.
По пальцам одной руки можно пересчитать электромобили на Урале, рассказал ТАСС заместитель главного инженера по инновациям МРСК Урала Георгий Бураков. «Электромобили покупают, но не как основной транспорт, а скорее как игрушку, если деньги позволяют. Если покупают электромобили типа TESLA, то на них на самом деле ездят. В основном, приобретают гибридные автомобили, которые не требуют сети зарядных станций», — пояснил он.
При этом энергетик считает, что ситуация с развитием как электрокаров, так и сети заправок напоминает замкнутый круг. «С одной стороны, зачем ставить заправки, если нет автомобилей? А с другой стороны, автомобили не покупают, потому что нет заправок», — пояснил он.
Нужна инфраструктура
Тем не менее, новые зарядные станции необходимы. Сейчас, по данным «Экомоторс», их несколько десятков, большинство в Москве. АО «Санкт-Петербургские электрические сети» (входит в группу компаний ПАО «Ленэнерго») в конце сентября откроет семь новых ЭЗС, на которых установят 16 отечественных устройств быстрого и медленного типа зарядки. Кроме этого, планируется открыть шесть станций в торговых центрах. Сейчас в северной столице две заправки — в аэропорту Пулково и в торговом центре «Галерея» в центре города.
На территории Валаама компания «Россети» установила 9 зарядных станций (8 станций переменного тока и 1 станция экспресс-зарядки), рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора ПАО «Россети» Роман Бердников.
В Калининграде энергетики готовы развернуть сеть зарядных станций для электромобилей, однако пока спрос на услугу небольшой. Сейчас в городе 1 электромобиль, он находится в собственности компании «Янтарьэнерго». «В компании предполагают возможность установки первой зарядной станции для электрокаров в 2017 году. Объем капвложений на данное мероприятие в текущих ценах составляет около 350 тысяч рублей. Место установки зарядной станции будет определено по итогам анкетирования», — добавили в компании. Согласно данным исследования, которое провела «Янтарьэнерго», интерес к приобретению электромобиля проявляют, в основном, мужчины в возрасте около 30 лет.
На Урале решили смотреть в будущее с оптимизмом и упреждающе разработали программу развития зарядной инфраструктуры по примеру Москвы – с бесплатными ЭЗС. «Сейчас ведем переговоры с владельцами ТЦ, аэропортов и других мест, где есть автомобильный трафик, парковки на несколько часов. Зарядки для электромобилей установим до конца 2017 года в аэропортах Кольцово (Екатеринбург), Большое Савино (Пермь) и в международном аэропорту Челябинска», — добавил Георгий Бураков.
Государственная поддержка
Многие участники рынка признают, что без господдержки перспективы развития электромобилей неопределенны.
При этом власти уже делают реальные шаги. На прошлой неделе «Коммерсант» сообщил о проекте правительственной программы развития электроавтотранспорта в РФ до 2025 года, которая предусматривает льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций. Также стало известно, что совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить ввозные таможенные пошлины на электроавто (за исключением гибридных и «плагин-гибридных») до сентября будущего года.
Между тем, в Санкт-Петербурге с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года владельцы электромобилей будут освобождены от транспортного налога и уже получили право на бесплатную стоянку на перехватывающих и городских парковках при предъявлении документов о типе двигателя. Кроме того, электромобили можно будет бесплатно размещать в зоне платной парковки при условии оформления соответствующего парковочного разрешения (их планируют начать выдавать в августе). Аналогичные меры уже действуют в Москве.
Производители заявляют о необходимости и других мер. В частности, в «Автовазе» акцентировали внимание на локализации производства компонентов для этого вида машин, а председатель Совета директоров компании «Экомоторс» Алексей Михеев отметил, что «обязательно определить территории, куда будет запрещен доступ обычного автотранспорта».
Производство и перспективы в России
Российский автопром верит в будущее электромобилей. Так, в 2012 году «Автоваз» перешел от выпуска опытных образцов к мелкосерийному производству. Вазовский электромобиль EL LADA разработан на базе автомобиля LADA Kalina. Масса машины — 1200 кг, максимальная скорость — 140 км/ч. Для пробега в городском режиме электромобилю хватает 8-часовой зарядки от обычной розетки.
«Группа ГАЗ» уже построила электромобиль на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Это не прототип, а готовый предсерийный автомобиль, который прошел испытания, сертификацию и в ближайшее время будет передан крупному корпоративному клиенту для эксплуатации в реальных условиях», — рассказали в компании. Там уточнили, что уже есть заказ на первую партию автомобилей, которые будут поставлены клиентам до конца года.
Компания «Экомоторс» открыла производство электрокаров «Конкордия» на базе своего техцентра в Сочи. Всего за два года в городе удалось продать два десятка электрокаров собственной сборки. Сейчас компания развивает совместное производство в Мордовии, где на заводе будет выпускать кузова, пластиковые и другие элементы электромобилей.
Помимо производства самих автомобилей, необходимо решить проблему отечественных комплектующих, в частности, одного из самых важных компонентов электромобиля — емкого и негромоздкого аккумулятора. Такая попытка предпринималась в Сибири корпорацией «Роснано» и китайским холдингом Thunder Sky, однако проект стоимостью почти 15 млрд рублей показал убыток и был приостановлен для последующего переориентирования.
Ведутся в России и научные разработки в этой сфере. Так, в Самарском национальном исследовательском университете в июле начали работу над созданием аккумуляторных батарей из алюминия. По мнению ученых, такие аккумуляторы будут безопаснее, дешевле и экологичнее нынешних литий-ионных батарей, и смогут найти широкое применение в электромобилях и системах хранения энергии. Это позволит не только ускорить развитие рынка электромобилей, но и дать толчок к развитию «зеленой энергетики».
Например, электромобили могут запустить на территории будущего медицинского кластера в Кавминводах, прокомментировал ТАСС первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов. «По международным экологическим нормам, а они жестче, чем российские, дл сохранения уникальности климата Кавказских Минеральных вод рассматриваем возможность запуска на территории медкластера электромобилей», — сказал он. Успешным примером внедрения электромобилей можно назвать Олимпийский парк в Сочи. Десятки автомобилей на электротяге, в том числе отечественной сборки, ежедневно катают туристов по аллеям между ледовыми дворцами.