Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели обстоятельные переговоры — первые с тех пор, как отношения между двумя странами оказались в замороженном состоянии после атаки турецких ВВС на Су-24 ВКС РФ.
Главы двух государств, лишь вскользь упомянув об инциденте в открытой части переговоров, сконцентрировались на работе по восстановлению двусторонних связей, которые за восемь месяцев кризиса существенно деградировали.
Итогами работы лидеры остались довольны. Путин назвал встречу конструктивной, предметной. «Эта встреча имеет очень важное значение для дальнейшей судьбы отношений России и Турции», — сказал он. Президент РФ поблагодарил Эрдогана за откровенный разговор и подчеркнул, что у РФ и Турции есть все возможности для восстановления нормальных, полноформатных отношений. «Россия готова к такой работе», — заверил он.
Программа действий
Путин сообщил, что стороны подготовят план восстановления торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. «Мы приняли решение подготовить среднесрочную программу торгово-экономического, научно- технического и культурного сотрудничества на 2016-2019 годы, — сказал президент РФ. — Я очень рассчитываю, что эта программа будет принята в самое ближайшее время».
«По тем направлениям которые не требуют долгого согласования между ведомствами, мы сделаем это (возобновим работу) в ближайшие недели», — заявил он.
«Что касается восстановления отношений в полном объеме: хотим мы того, или не хотим? Да, хотим и будем это делать», — подчеркнул глава государства.
Эрдоган со своей стороны заявил, что Турция намерена достичь товарооборота с Россией в $100 млрд ежегодно. «У нас была цель — достичь торгового оборота в $100 млрд. Мы будем стремиться к тому, чтобы ее достичь», — сказал он.
Путин также сообщил о планируемых дальнейших контактах. «Мы договорились с господином президентом планомерно возобновлять работу основных механизмов взаимодействия», — сказал он, напомнив, что на осень текущего года намечена встреча двусторонней межправкомиссии. Кроме того, профильным ведомствам РФ и Турции дано поручение провести в первой половине 2017 года встречу совместной группы стратегического планирования, сказал глава российского государства.
Реджеп Тайип Эрдоган: в отношениях России и Турции будет открыта новая страница
Строители, чартеры, санкции
Путин сообщил, что в ходе переговоров затрагивался вопрос об отмене ограничений на привлечение турецких граждан и компаний для реализации строительных подрядов. «Мы над этим работаем, решим это в ближайшее время», — пообещал он.
Российский лидер также назвал вопросом времени возвращение объема российского турпотока в Турцию на докризисный уровень, напомнив, что в конце июня в РФ уже был отменен запрет на продажу путевок в эту страну. «Главное здесь — обеспечение турецкой стороной условий максимальной безопасности российских граждан, и такие гарантии мы от наших партнеров получили», — сказал Путин.
«В этой связи мы рассмотрели возможность возобновления чартерного авиасообщения, это, пожалуй, тоже дело техники и ближайшего времени», — заключил президент РФ.
Путин отметил, что в целом Россия намерена начать отмену ограничительные меры в отношении Турции. «Имеем в виду поэтапно отменять введенные ранее специальные экономические меры в отношении турецких компаний, ограничения», — сказал российский лидер.
Российский турпоток в Турцию. Досье
Санкции России в отношении Турции
Энергетические проекты
Большой интерес журналистов вызвала судьба энергетических проектов, которые реализовывают Россия и Турция. В ответ Путин сообщил, что реализация проекта «Турецкий поток» в части поставок газа в Турцию не подлежит сомнению.
«Мы изначально рассматривали «Турецкий поток» даже не как альтернативу «Южному» (газопровод «Южный поток» — прим. ред.), а как возможность расширения нашего сотрудничества в газовой сфере и с Турцией, и с Европой» , — пояснил он. «Одна часть «Турецкого потока» предусматривалась исключительно для внутренних потребителей Турции в связи с растущей потребностью и с ростом экономики Турецкой республики; эта часть вообще не подлежит никакому сомнению, она может начаться к реализации в самое ближайшее время», — сказал Путин.
По словам президента, вторая часть проекта «Турецкий поток», связанная с поставкой газа в Европу, зависит, помимо Турции, от третьей стороны. Этот вопрос необходимо прорабатывать с Еврокомиссией. Путин подчеркнул, что Россия совместно с турецкими партнерами готова к такой работе.
Эрдоган заверил российского коллегу в том, что Турция обеспечит поставки российского газа в Европу. «Вместе с нашими заинтересованными министерствами и ведомствами мы предпримем необходимые шаги, чтобы обеспечить поставки российского газа в Европу по газопроводу «Турецкий поток», — подчеркнул он. «Мы намерены реализовывать этот проект по двум направлениям, одно из которых предусматривает поставки российского газа в Европу, и придание ускорения этому проекту — одна из наших сегодняшних задач», — заключил он.
Что касается другого проекта — АЭС «Аккую», — Эрдоган сообщил, что Турция намерена предоставить ему статус «стратегической инвестиции», причем это произойдет «как можно скорее». «Таким образом проект «Аккую» займет место в ряду других подобных в нашей стране и будет пользоваться всеми необходимыми льготами, которые предоставляет этот статус», — добавил он.
Визиты Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию. Досье
Сирийский вопрос
За скобками пресс-конференции, которую провели Путин и Эрдоган, осталась тема Сирии. Лидеры сообщили, что обсудят этот вопрос после общения с журналистами.
Путин лишь признал, что у взгляды Москвы и Анкары не всегда совпадали в этом вопросе. Российский президент высказал надежду на то, что сближение позиций «тоже возможно, хотя бы потому, что у нас есть общая цель урегулирования сирийского кризиса». «Основываясь на этом общем подходе, мы и будем искать приемлемое общее решение», — заключил он.
Президент РФ также подтвердил позицию России по урегулированию. «Мы исходим из того, что демократические преобразования могут быть достигнуты только демократическими средствами», — сказал Путин.
Компенсация ущерба
Путин и Эрдоган не упомянули вопрос о компенсации ущерба России, который был причинен, когда Турция сбила Су-24. По словам главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева, он не слышал, чтобы этот аспект затрагивался. «Там, где я участвовал — в переговорах в расширенном составе, — (эта тема) не звучала», — сказал он.