Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подготовило ответ на законопроект Банка России, согласно которому регулятор целиком берет на себя оздоровление банков. АСВ хочет сохранить за собой роль санатора, но в другой виде. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на подготовленный агентством к совещанию у первого вице-премьера Игоря Шувалова документ. По информации издания, совещание должно пройти на этой неделе с участием представителей АСВ, Минфина, ЦБ и Минэкономразвития. Тема встречи — законопроект ЦБ РФ.
Согласно подготовленному Банком России документу, санацией фактически будет заниматься сам ЦБ, а АСВ от этого процесса отстраняется. Регулятор создаст подконтрольный фонд и управляющую компанию, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды, а паи продаст Банку России. Если фонд приобретет не менее 50% в капитале санируемого банка, полномочия правления перейдут к управляющую компанию (УК). Завершив санацию, фонд будет продавать банки, в том числе в убыток.
АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20-40 коп., говорится в документе. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов, полагает агентство: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику, полагает АСВ. Кроме того, ЦБ фактически создаст госбанк на базе банков, требующих дополнительных вложений в развитие, сейчас этим при санации занимаются частные инвесторы.
Позиция АСВ не сильно отличается от мнения профильных министерств. Их единодушное отношение к законопроекту можно описать так: ни единого шанса на компромисс с ЦБ, говорил на прошлой неделе «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении поправок, — у всех есть серьезные замечания. Минфин беспокоится, отмечал человек, близкий к аппарату Шувалова: если законопроект будет принят в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ, а значит, ее недополучит бюджет. В 2015 г. ЦБ направил в бюджет чуть более 101 млрд руб., а на санации выдал более 398 млрд руб. «Можно сказать, что прибыли ЦБ бюджет не увидит», — говорит чиновник.
А в Минэкономразвития полагают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ.
АСВ предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант: разделить полномочия. Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит не зависимое от регулятора управление санируемыми банками. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность. Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, резюмирует АСВ.
У управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ, предлагает агентство: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация. Кроме того, считает АСВ, возможно финансирование фонда не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков — как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации.
Передачу активов и обязательств рухнувших банков АСВ предлагает проводить и вовсе по старому порядку, т. е. оставить этот процесс в его собственном ведении. Оставить без изменений агентство предлагает и процедуры, которые оно проводит вместе с ЦБ, — финансовый анализ, подготовку плана участия, исполнение функций временной администрации.
Представитель ЦБ вчера по существу на вопросы «Ведомостей» не ответил, заявив, что регулятор неоднократно представлял свою позицию в публичных выступлениях и в комментариях и что на данный момент она не изменилась. В АСВ на запрос газеты не ответили.
Санация на финансовом рынке в 2015 году
В 2015 году в России лицензии были отозваны у 93 банков и небанковских кредитных организаций (9% от общего числа на начало года). Это рекордное число с 1999 года, когда ЦБ РФ прекратил деятельность более 200 банков.
Крупнейшими из лишившихся лицензий банков в 2015 году стали «Российский кредит» (45-е место в России по размеру активов), «Пробизнесбанк» (51-е место), СБ Банк (85-е место) и Нота-банк (97-е место). Также 11 кредитных организаций входили во вторую сотню размеру активов, 10 — в третью и 13 — в четвертую.
Наиболее распространенной причиной отзыва лицензий стали высокорискованная кредитная политика и проведение сомнительных операций в крупных объемах — эти причины были указаны в качестве оснований для отзыва лицензий для 46 и 45 банков соответственно.