Россия заинтересована в размещении части своих резервов в юанях, это сделает финансовую ситуацию в мире более стабильной, заявил в интервью Центральному китайскому телевидению премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Качество резервной валюты (юаня) вполне соответствует уровню развития китайской экономики, и это признано международными финансовыми институтами. Мы этому рады. Я имею в виду, естественно, и возможность размещать часть наших резервов не только в долларовые инструменты или в инструменты, которые номинированы в евро (ценные бумаги, другие финансовые инструменты), но и в те инструменты, которые выпускаются в национальной валюте Китайской Народной Республики. Это хорошо, потому что это делает более стабильной в целом финансовую ситуацию в мире», — сказал Медведев.
По его словам, в период мирового кризиса в 2008 году возник вопрос, можно ли доверять мировой валютной системе, которая основана на одной, может быть, двух валютах — долларе и, отчасти, евро.
«И тогда мы задумались над тем, что для нормального функционирования мировой экономики необходимо, чтобы валютная система состояла из мультивалютного блока, она должна стать мультивалютной. И одним из элементов такой мультивалютной системы, на мой взгляд, более стабильной, является приход юаня в качестве резервной валюты», — сказал Медведев.
Он также отметил, что сейчас финансовые институты переживают новую волну развития.
«Не за горами, по всей вероятности, использование самых современных финансовых технологий, о которых сейчас очень много говорят, включая технологии блокчейн и все, что с этим связано. А если эти технологии будут внедрены в финансовую жизнь, то, по всей вероятности, исчезнут очень многие инструменты регулирования, о которых еще совсем недавно мы активно говорили и которые сегодня вовсю применяются, включая, например, извещения SWIFT и некоторые другие. Это будущее, но нам всем нужно к этому будущему готовиться», — сказал Медведев.
РФ и КНР нужна защищенная автономная финсистема
России и Китаю надо выстраивать защищенную автономную финансовую систему, которая бы минимально была подвержена политическим рискам и давлению извне, заявил Медведев.
«Ведь чем, на мой взгляд, необходимо руководствоваться при выстраивании современной финансовой системы и Китайской Народной Республике, и Российской Федерации? Мы должны выстраивать современную, защищенную и в то же время достаточно автономную финансовую систему, которая была бы в меньшей степени подвержена политическим рискам», — сказал Медведев.
Он отметил, что сейчас РФ и КНР рассматривают вопрос по сопряжению российской национальной платежной системы банковских карт, карты «Мир», и системы UnionPay. «Нам представляется, что это также повысило бы надежность расчетов», — сказал глава российского правительства.
По его словам, в современном мире в тех или иных ситуациях разные страны пытаются применять «всякого рода политические средства давления». Медведев обратил внимание, что, например, американские финансовые институты и финансовые власти периодически штрафуют европейские банки.
«Говорят: вот там с французского банка мы возьмем €10 млрд, а с немецкого банка возьмем €7 млрд. Наши европейские партнеры с этим соглашаются. Я сейчас даже не о природе этих споров говорю, а о том, что мы должны защищать наши финансовые системы: китайцы должны защищать свою систему, Россия должна защищать свою систему. И в этом смысле такого рода кооперация очень полезна, потому что в этой ситуации никто не сможет заблокировать развитие финансового трафика», — сказал Медведев.
РФ заинтересована в предсказуемости развития экономики КНР
Медведев отметил, что Россия заинтересована в предсказуемом развитии китайской экономики и готова для этого совместно работать с партнерами из КНР.
«Мы заинтересованы в том, чтобы китайская экономика развивалась предсказуемо, и мы в этом смысле готовы работать с нашими китайскими партнерами», — сказал Медведев.
По его словам, российское правительство реализует план стимулирования экономики, призванный создать новые точки роста и ускорить темпы экономического роста.
«Это ведь актуально для всех. Это актуально для нашей страны, тем более что некоторое время назад мы погрузились в фазу такого спада. Это актуально для европейской и американской экономики, которые не растут быстрыми темпами, я уж не говорю про японскую экономику. Это актуально и для китайской экономики, которая последние годы росла очень быстрыми темпами, но все-таки замедление происходит и у вас. И за этим все очень внимательно наблюдают, потому что китайская экономика — это важнейший фактор развития мировой экономики», — сказал премьер-министр России.
Достичь товарооборота с КНР в $200 млрд к 2020 году
Премьер-министр РФ заявил, что достичь поставленной цели по товарообороту между РФ и Китаем в $200 млрд к 2020 году возможно, но для этого необходимо развивать не только традиционную торговлю, но и такие сферы сотрудничества, как энергетика и высокие технологии.
«В этом году в целом показатели улучшаются. Это результат совместной работы двух государств — и лидеров наших стран, и правительств, министерств, ведомств, и бизнеса. Уверен, что, если мы продолжим в таком же ключе, то уровень 200 млрд к 2020 году нам будет по силам. Но для этого надо обратить внимание на ключевые направления сотрудничества, на которых у нас есть хорошие заделы», — сказал Медведев.
Он добавил, что речь идет об энергетике, где наблюдаются хорошие темпы развития и существует целый ряд очень мощных проектов, таких как «Сила Сибири».
«В 2015 году началось строительство восточного маршрута этого газопровода. Это и поставки нефти по маршруту Сковородино — Мохэ, это и строительство крупных объектов, включая вторую очередь Тяньваньской атомной электростанции», — отметил премьер.
Кроме того, по словам Медведева, необходимо развивать и проекты в сфере высоких технологий, связанные с созданием новой техники. «Я имею в виду и широкофюзеляжный самолет, и тяжелый вертолет, и целый ряд проектов в области высоких технологий. Мне кажется, что если мы таким образом отнесемся к диверсификации взаимной торговли, то эта планка, о которой мы условились несколько лет назад, будет вполне по силам нашим странам», — резюмировал глава правительства.
Сопряжение проектов «Шелкового пути» и ЕАЭС
Ряд перспективных проектов, которые могут быть реализованы в рамках сопряжения концепции «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уже находятся в проработке.
«Если говорить о сопряжении двух этих подходов, то прямым выражением этого могут быть проекты, связанные с транспортировкой грузов через территорию Евразийского экономического союза и через территорию РФ по направлению из Китая в Западную Европу», — сказал он. «Эти транспортные коридоры, выстраивание логистики, как нам представляется, — исключительно важная и интересная тема, и сейчас по этому поводу в проработке находится целый ряд очень интересных идей», — сообщил премьер.
По его словам, «есть и другие направления, включая использование возможностей национальных рынков, подготовку предложений в области высоких технологий и создания производств, а также целый ряд других проектов, которые мы с нашими коллегами будем стараться реализовать».
Интеграционные проекты
Медведев напомнил, что о сопряжении концепции «Один пояс — один путь» с одной стороны и Евразийского экономического сообщества с другой лидеры РФ и КНР договорились в прошлом году. «В настоящий момент на уровне правительств идет работа над тем, каким образом соединить преимущества двух моделей; мне кажется, это вполне реалистично», — сказал он.
«Мне представляется, что это неплохая идея, которая может получить нормальное, полноценное экономическое развитие, особенно в условиях, когда целый ряд других стран пытается создавать крупные экономические альянсы», — сказал премьер, пояснив, что имеет в виду, например, Трансатлантическое и Транстихоокеанское торговые партнерства. «Мы, естественно, не против, в этом нет ничего плохого; желательно, правда, чтобы это все происходило на базе прозрачных правил, на базе принципов Всемирной торговой организации», — уточнил он.
«Пожалуйста, пусть другие страны развивают такого рода интеграцию, такого рода экономические проекты, но мы можем развивать свои проекты интеграции», — сказал Медведев. «И вот это сопряжение в конечном счете может превратиться и в проект полноценного торгово-экономического партнерства между Китайской Народной Республикой и Евразийским союзом с созданием свободных торговых зон и некоторых других элементов экономического сотрудничества, над чем мы также сегодня работаем», — добавил он.
О чем речь
Экономический пояс «Шелковый путь» (по названию торгового маршрута из Китая в Европу, впервые обозначенному так в 1877 году) — это китайский проект воссоздания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы.
Он направлен на интенсификацию научно-технического сотрудничества и углубление экономического взаимодействия между государствами. Для КНР одна из основных целей реализации проекта состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу с нынешних 45-60 суток до десяти.
В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин озвучил идею о возрождении морской части проекта «Шелкового пути», а также об объединении этих проектов в концепцию «Один пояс — один путь».
Трансатлантическое и Транстихоокеанское торговые партнерства — экономические объединения, которые в настоящее время создаются США соответственно с Евросоюзом и рядом государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Российско-китайские экономические отношения. Досье