Глава Сбербанка Герман Греф не ожидает так называемых «черных лебедей» — так футурологи и прогнозисты именуют критические события в политике и экономике, которое невозможно предсказать, — в наступающем году. Об этом он заявил в интервью газете «Ведомости».
«Я не ожидаю черных лебедей в следующем году. Цены на сырьевые товары даже если упадут, то не сильно — они и так низкие. Ценам на алюминий некуда опускаться. Уголь может подешеветь, но он значительно подорожал в этом году, и ему есть куда падать. Нефть сейчас стоит $52-53, и, если подешевеет до $45, шока не случится», — отметил глава крупнейшего российского банка.
По его мнению российский бюджет подготовлен к ценам на нефть ниже $45, так же, как и компании, и банки РФ.
«Есть надежда, что геополитическая ситуация стабилизируется. Так что после двух очень тяжелых лет мы входим в 2017 год — год столетия Октябрьской революции — с достаточно позитивными ожиданиями», — отметил Греф.
Греф позитивно оценивает действия ЦБ
Греф считает действия руководства Банка России профессиональными и правильными, хотя и назвал их болезненными для рынка.
Греф затруднился оценить реформу надзорного блока, которая недавно прошла в Банке России, но дал оценку действиям регулятора. «Оценить эту реформу (надзорного блока ЦБ — прим. ТАСС.) я не могу, поскольку не погружен в нее глубоко. Могу сказать лишь одно: то, что делает в последние годы председатель ЦБ, очень болезненно для нас, но абсолютно правильно», — сказал он.
По его словам, происходит очень много изменений в банковской системе, резко повышаются требования к банкам, что «съедает» много капитала, в результате чего приходится серьезно менять внутренние процедуры.
«Наш сектор потерял способность генерить капитал, как в 2014-2015 годы. С 1 января 2017 года вступают в силу еще два повышения требований по капиталу. В общей сложности они выросли на несколько процентных пунктов. Это очень болезненно, особенно в такой сложный кризисный момент. Много новаций, связанных с внедрением «Базеля II», теперь «Базеля III». Много новых метрик, которые требуют большой переработки всех внутренних процедур», — отметил Греф, добавив, что «банки много ворчат по этому поводу».
«И я бы тоже ворчал, если бы мы не работали на большом количестве рынков. Мы видим, как работают регуляторы в Европе, Турции, США. И у меня после этого язык не повернется сказать, что наш регулятор чрезмерно жесток. Они делают очень профессионально свою работу», — сказал глава Сбербанка.
Борьба с профицитом ликвидности
Сбербанк намерен бороться с профицитом ликвидности за счет корректировки ставок, не исключая при этом, что будет размещать средства в Банке России.
Банк России прогнозирует, что в первом квартале 2017 года банковская система столкнется с профицитом ликвидности, то есть избытком денежных средств в банках, которые будет затруднительно размещать на рынке.
«Мы стремимся к балансу во всем, включая состояние нашей ликвидности, но иногда оказываемся либо в дефиците, либо в профиците ликвидности в той или иной валюте. Если сложится профицит ликвидности в рублях, мы будем менять наши ставки таким образом, чтобы убирать с баланса прежде всего самые дорогие для себя обязательства, и затем найдем оптимальный уровень ставок, при котором приток средств клиентов уравновешивается ростом кредитования», — сказал Греф, отвечая на вопрос, как Сбербанк будет жить в условиях профицита ликвидности.
По словам Грефа самыми дорогими обязательствами для Сбербанка являются средства ЦБ, Минфина, затем депозиты предприятий. «Последние дорогие и достаточно короткие. И если с клиентом нет устойчивых партнерских отношений, наличие от него депозитов на нашем балансе — это всегда производная цены», — рассказал Греф.
Сколько средств Сбербанк может разместить на депозитах в Банке России Греф не назвал.
«Эти объемы будут зависеть от многих факторов, в частности от темпов роста кредитования и притока средств клиентов в конкретном квартале или даже месяце, а также от нашей способности по более высоким ставкам размещать средства на рынке МБК или репо. Ограничений на размещение средств в Банке России у нас нет, и это абсолютно безрисковый актив для нас, но средства на депозиты в ЦБ будут размещаться по остаточному принципу: только после того, как все прочие опции исчерпаны. Мы стремимся с максимальной эффективностью вкладывать каждый привлеченный рубль», — отметил Греф.