Россия не рассматривает вступление в ОПЕК, но считает, что нужно развивать сотрудничество. Об этом заявил министр энергетики РФ Александр Новак в рамках форума CERAWeek в Хьюстоне.
«Мы сегодня, прямо скажу, не рассматриваем вариант вступления России в ОПЕК, но наше взаимодействие со странами — экспортерами нефти показало необходимость и целесообразность», — сказал министр.
По его словам, кооперация с ОПЕК необходима. В отсутствии взаимодействия с ОПЕК мировая отрасль за последние годы недополучила около $500 млрд инвестиций, подчеркнул Новак.
Новак также сообщил, что обсудил с министром энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халедом бен Абдель Азиз аль-Фалехом реализацию соглашения по сокращению добычи нефти. Оба министра оценили ее положительно.
Кроме того, обсуждалась возможность участия инвестиций Саудовской Аравии в российских проектах. При этом объем возможных инвестиций Новак называть не стал.
Россия и Саудовская Аравия, входящая в ОПЕК, — крупнейшие экспортеры нефти.
В конце 2016 года страны ОПЕК и государства, не входящие в нефтяной картель, заключили соглашение о сокращении добычи нефти на полгода. Общее сокращение в первом полугодии 2017 года составит 1,7-1,8 млн баррелей в сутки. В том числе Россия снизит суточную добычу на 300 тыс. баррелей.
Санкции США
Новак заявил, что российский нефтегазовый комплекс с успехом преодолел санкции США — за два последних года добыча нефти в России выросла на 400 тыс. баррелей.
«Несмотря на санкции, которые были введены в отношении некоторых наших компаний, наш нефтегазовый комплекс не только справился с трудностями, но даже показал положительные результаты. За два года добыча нефти в России выросла на 400 тыс. баррелей», — сказал министр.
Он подчеркнул, что закредитованность российских нефтегазовых компаний низкая, как и задолженность по кредитам, а соотношение долга к EBITDA составляет меньше 1.
«Наши компании не только сумели нарастить производство, но и повысить эффективность, снизить себестоимость добычи, которая составляет в среднем от $10 до $15 за баррель», — уточнил Новак.
Он также отметил, что доходность российских нефтегазовых проектов — одна из самых высоких в мире, а около 25% от всей добычи в РФ приходится на иностранных инвесторов. Кроме того, Минэнерго видит большой интерес со стороны американских компаний к инвестированию в Россию.
«Мы открыты, чтобы иностранные компании участвовали в реализации проектов на территории РФ», — добавил Новак.
По словам Новака, Россия обеспечена углеводородами минимум на 50 лет, а углеводородная эра будет длиться еще как минимум несколько десятилетий.
«У нас запасы нефти и газа, которых хватит более чем на 50 лет, и это касается только разведанных запасов. Огромный потенциал еще на шельфе в Арктике, также есть другие проекты, которые в будущем будут реализовываться», — сказал министр.
По его словам, доля углеводородов незначительно снизится — с 80% до 75%.
«Безусловно, научно-технический прогресс, повышение энергоэффективности, снижение энергоемкости, появление возобновляемых источников энергии и другие современные технологии — все это будет существенно влиять на изменение топливно-энергетического баланса. Тем не менее я являюсь сторонником того, что эра углеводородов в ближайшие десятилетия сохранится. По нашим оценкам, доля углеводородов незначительно снизится — с 80% до 75%», — сказал он.
По мнению Новака, изменения будут происходить, но будут носить не революционный, а эволюционный характер. При этом газ останется самым перспективным видом углеводородов.
Ранее Новак уже прогнозировал, что к 2024 году мощность объектов на основе возобновляемых источников энергии может составить около 3% от текущего объема установленных мощностей, а рост спроса на углеводороды в мире продолжится как минимум до 2040 года.
15% рынка
Новак считает, что Россия займет около 15% рынка сжиженного природного газа (СПГ) к 2040 году.
«В рамках стратегии мы предусматриваем восьмикратное увеличение Россией производства СПГ до 2040 года. Если сегодня доля России на рынке СПГ составляет порядка 5%, то мы планируем выйти на уровень 15%», — сказал министр.
По оценкам Новака, мировое потребление газа к тому времени вырастет на 2 трлн куб. м. «Если сейчас потребление газа составляет порядка 3,5 трлн куб. м, то к 2040 году оно вырастет до 5,5 трлн куб. м газа. Соответственно, эти объемы надо добыть, вложить большие инвестиции», — отметил министр.
Ранее Новак утвердил прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России. Согласно этому документу, доля рынка природного газа в общем объеме мировых потоков ископаемых топливных ресурсов к 2040 году вырастет до 22-25% (в 2012 году — 17%). При этом торговля СПГ обеспечит почти 60% этого прироста, опередив по темпам торговлю трубопроводным газом.
Газовый вопрос на Украине
Министр рассказал, что Минэнерго предупредило Еврокомиссию о недостаточном объеме газа в подземных хранилищах (ПХГ) Украины.
«Я выразил обеспокоенность, потому что зима еще не закончилась, газа мало», — сказал он.
Ранее в интервью телеканалу РБК министр заявлял, что Минэнерго России оценивает объем газа в ПХГ Украины на уровне 8,4 млрд куб. м и опасается, что его может не хватить для прохождения зимы.
Украина прекратила закупку газа у России в конце 2015 года, в 2016 году уже не использовала российский газ при подготовке к отопительному сезону, закупая газ по реверсу в Европе. Текущий отопительный сезон Украина начала с запасами газа в объеме 14,7 млрд куб. м при заполненности ПХГ на 48%.
В свою очередь «Укртрансгаз» (оператор газотранспортной системы) утверждал, что запасов газа в хранилищах достаточно для отопительного сезона 2016/2017 года, а при сильном похолодании есть техническая возможность дополнительного импорта.
По оценке Фонда национальной энергетической безопасности, буферный газ (неснижаемый остаток для обеспечения подъема газа в требуемых объемах) в украинских хранилищах должен составлять 6-7 млрд кубометров.
В зимний период Украина использует газ в подземных хранилищах на западе страны для обеспечения транзита российского газа в Европу. Таким образом, недозаполненность ПХГ создает риски для транзита сырья через территорию страны.