Министр финансов Антон Силуанов в рамках «Недели российского бизнеса» представил планы министерства по изменению налоговой системы с 2019 года, которые предусматривают снижение налоговой нагрузки (на 0,4 процентного пункта), рост доли косвенных налогов по сравнению с прямыми и завершение реформы налогообложения в нефтегазовой сфере.
«Налоговая нагрузка, которая сейчас сложилась, в целом отвечает интересам экономического развития. Мы определились с тем, что необходимости повышения налоговой нагрузки нет, если не будут повышаться расходные обязательства. Уровень налоговой нагрузки в России в 2019 году будет на уровне 31,6% ВВП», — сказал Силуанов, открывая налоговый форум.
По данным Минфина, на протяжении последних четырех лет налоговая нагрузка оставалась примерно на одном уровне — 31-32% ВВП. В декабре 2016 года Силуанов оценил существующую фискальную нагрузку на уровне 32% ВВП.
Плюс на минус
Минфин неоднократно высказывался за смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов, что может существенно облегчить жизнь бизнесу. В своем выступлении Силуанов сделал конкретное предложение такого распределения. Он высказался за снижение страховых взносов до 22% и увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) до 22%, при этом все существующие льготы по НДС должны быть сохранены.
По мнению министра, данная мера послужит для оздоровления российского бизнеса. Действующие страховые взносы — тяжелая нагрузка для предприятий, в России она одна из самых высоких в мире, считает Силуанов. «Мы видим, что у нас в связи с увеличением прямых налогов, в первую очередь страховых взносов, начала увеличиваться теневая часть экономики с выплатой заработных плат в конвертах», — сообщил он. Соотношение 22/22 упростит отчетность для бизнеса, выведет из тени зарплаты и будет очень выгодно для экспортеров, уверен министр. А все сложные моменты по снижению страховых взносов Минфин обещает обсудить с социальным блоком правительства.
Тем не менее разовый скачок инфляции от повышения НДС до 22%, в случае если 50% нагрузки предприятия заложат в цены, глава Минфина оценил в 2% или чуть больше. В свою очередь, бывший заместитель министра финансов Сергей Шаталов предупредил, что бесплатных льгот не бывает, и предложил рассмотреть возможность снизить страховые взносы без повышения, но пересмотреть список льготников по этим двум пунктам.
«Если одним предоставляются льготы, то очевидно, что другие налогоплательщики за это заплатят. У нас есть огромные резервы. Сегодня налоговые льготы составляют примерно 2,5% ВВП. Повышение НДС до 22% — это примерно 1,5% ВВП, снижение страховых взносов до 22% — тоже примерно 1,5% ВВП. Просто подумайте, есть ли у нас резервы, не повышая налоговой нагрузки, принять одно только решение. Не повышая налог на добавленную стоимость или повышая совсем немного, снизить страховые взносы, может быть, даже немного больше, чем это предлагается сегодня», — сказал Шаталов.
Нефтянка без исключений
Реформированию, по словам Силуанова, необходимо подвергнуть и налогообложение в нефтегазовой отрасли. Переход здесь на новую систему налогообложения исключит индивидуальные льготы и позволит увеличить доходную базу бюджета, заявил министр. «Мы предлагаем в нефтянке переход с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на добавленный доход). Здесь вопросы индивидуальных решений по льготам, инвестиций, налогообложения труднодоступных, в том числе обводненных, месторождений будут решены новым налогообложением», — сказал глава Минфина. Сейчас в налогообложении нефтегазовой отрасли есть большое количество точечных льгот, которые не всегда предоставляются прозрачно, отметил он.
Пилотный проект по налогу на добавленный доход для нефтяных компаний, по данным первого заместителя министра энергетики РФ Алексея Текслера, будет реализован в начале 2018 года. Как отмечал ранее заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, пилотный проект по НДД согласовали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефгаз» и «Русснефть».
Сейчас обсуждается реформирование налогообложения нефтяной отрасли, изучается возможность введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья для пилотных проектов и полная отмена таможенных пошлин. Текущий проект НДД предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа — это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа — зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн.
Пенсионная система
Налоговые инновации с 2019 года могут коснуться не только бизнеса, но и простых граждан. Минфин рассматривает возможность льгот по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для граждан, инвестирующих в свой пенсионный капитал, сказал Силуанов. «Надо подумать (о стимулировании граждан инвестировать в свой пенсионный капитал) через налоговые преференции в части налога на доходы физических лиц для участников таких систем. А также для предприятий, которые участвуют в софинансировании накопительных систем», — считает министр финансов.
Ранее газета «Ведомости» сообщала, что Минэкономразвития обсуждает возможность связать ставку НДФЛ и размер отчислений граждан на будущую пенсию. Тем, кто будет делать такие взносы, ставку предлагается сократить до 10%, а тем, кто не делает, увеличить до 15%. Тем же, кто отчисляет на будущую пенсию 4% от зарплаты, ставку могут оставить на уровне 13%.
Однако пока текст концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разработанный Минфином и ЦБ, не содержит какой-либо конкретики на этот счет. Предполагается, что система индивидуального пенсионного капитала заработает не позднее 1 января 2019 года.
Налоговая панацея
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал не возлагать на налоговую реформу слишком больших надежд. «Давайте не будем рассчитывать, что налоговым законодательством мы можем решить все проблемы», — сказал он.
Результаты от налоговых изменений будет заметными только в том случае, если будут идти параллельно с другими структурными реформами, считает Шаталов. «В первую очередь надо заниматься институциональными реформами, а не надеяться исправить все за счет изменений в налоговой системе», — сказал он.
Кроме того, Минфин по-прежнему ратует за улучшение администрирования налогов. По мнению главы министерства, эти меры даже без реформ помогут дополнительно принести в бюджет 100-150 млрд рублей в год.