Рост добычи сланцевой нефти в США не вызовет затяжного падения цен на нефть и не делает стратегию ОПЕК по сокращению добычи бессмысленной, уверены опрошенные ТАСС эксперты. По их мнению, нефть в ближайшие недели вернется к $55 за баррель, так как это в интересах и американских, и ближневосточных производителей.
Вторая сланцевая революция?
Завершившаяся на прошлой неделе крупнейшая в мире нефтегазовая конференция CERAWeek в Хьюстоне прошла на фоне обвала нефтяных котировок. Цена Brent опустилась до $51,7 за баррель и спустя неделю после окончания форума оставалась на тех же уровнях. Цена упала как раз после того, как саудовский министр энергетики Халед аль-Фалех заявил на полях форума о том, что Саудовская Аравия, перевыполнившая свою квоту по сокращению добычи, «не допустит, чтобы этим воспользовались безбилетники», говоря о производителях, не участвующих в соглашении.
Незадолго до него глава крупнейшей американской нефтегазовой компании ExxonMobil Даррен Вудс заявил с трибуны, что Америка переживает сейчас вторую сланцевую революцию, в результате которой США превратятся из крупнейшего импортера нефти в экспортера.
«Эти несколько дней в Хьюстоне помогли осознать, что стратегия ОПЕК (сокращение добычи в целях снижения мировых запасов нефти. — Прим. ТАСС.) обречена отныне. Стоимость добычи в Пермском бассейне (один из центров сланцевой добычи в США) низка и захеджирована (застрахована от колебаний цен)», — написал в своем Twitter один из участников форума, лондонский аналитик по рынку нефти Жан-Франсуа Ламбер.
Так прав ли был Игорь Сечин, сказавший однажды, что не ОПЕК, а производители сланцевой нефти являются новым регулятором рынка нефти?
Все не так, ребята!
«Рано пока говорить о том, что стратегия ОПЕК не работает, потому что первый квартал у нас традиционно слабый для потребления нефти. Мы начнем видеть, насколько она действенна, где-то с конца марта. Если тогда запасы начнут падать, и мировые, и американские, значит она работает», — не согласен аналитик, старший директор Bank of America — Merrill Lynch Карен Костанян.
По его мнению, рост сланцевой добычи уже был заложен в ожиданиях и рынка, и самой ОПЕК. «Вопрос только в том, насколько сильно отреагируют сланцевики. Пока же мы ожидаем, что их добыча вырастет на 650 тыс. баррелей от января до декабря. Если мировой спрос будет расти на 1–1,5 млн баррелей, a ОПЕК порежет добычу на 1,8 млн баррелей, то, сами понимаете, возникает дефицит», — рассуждает он.
«Мы не считаем, что стратегия ОПЕК обречена», — добавляет вице-президент британской консалтинговой Wood Mackenzie Алан Гелдер. Более того, он убежден, что «ОПЕК следует продлить действие соглашения, чтобы снизить запасы и заложить прочную основу для цен выше $50 за баррель».
Аналитик соглашается с тем, что рекордный рост запасов нефти в США отчасти был вызван возросшей добычей сланца. Однако ключевым моментом Гелдер считает то, «как в ближайшие недели/месяцы рост себестоимости сланцевой добычи в США будет влиять на добавление новых буровых установок и, соответственно, рост предложения». «Появляется все больше доказательств того, что стоимость издержек в американской сланцевой добыче увеличивается, сдерживая рост предложения. Наши ожидания таковы, что добавление новых вышек во втором квартале будет весьма ограниченным», — заключил он.
«Сланцевики — очень серьезный игрок, который оказывает давление, но он оказывает давление только в тех пределах, в каких современные технологии ему позволяют обеспечивать себестоимость», — соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев.
Обратно в зону комфорта
Недавнее падение цен Костанян связывает с технической панической реакцией рынка, и в ближайшее время, по его мнению, «все должно восстановиться».
«После ОПЕК на рынке были очень оптимистичные ожидания по поводу цены. Зашли рекордные длинные позиции, и когда в течение месяца-двух ожидания не стали оправдываться, хотя им еще рано было оправдываться, и к этому наложился прогноз добычи сланцевиков на этой CERAWeek, это послужило триггером к тому, что некоторые длинные позиции просто не выдержали, за ними побежали все остальные, начались стоп лоссы и рынок начал просто валиться», — объясняет он.
Нефть вернется на прежние уровни и вообще по году будет торговаться в пределах $55–60 за баррель, убежден Костанян. «Это вилка. Вот выше нельзя, потому что нарастает добыча, и ниже нельзя, потому что добыча сокращается. Вот этот диапазон $45–55, считайте, будет долгим, пока не произойдет что-то существенное, какая-нибудь война или революция», — считает Калачев.
Цена вернется к уровню $55 за баррель к концу второго квартала этого года, когда в США закончатся плановые ремонты НПЗ, вырастет переработка и, соответственно, снизятся запасы в американских хранилищах, ожидает Гелдер из WoodMac.
Диалога не избежать
«Мне кажется, что со стороны аль-Фалеха прозвучало предупреждение (сланцевикам. — Прим. ТАСС). И правильно, что прозвучало на данный момент, потому что глупо наращивать добычу, чтобы снова обвалить нефть», — рассуждает Костанян из Merrill Lynch, оценивая заявления саудовского министра на хьюстонской конференции.
Если рост сланцевой добычи останется сильным и экономически нецелесообразным (с чрезмерными инвестициями, слабой финансовой дисциплиной в компаниях), то ОПЕК не станет продлевать соглашение и нефть снова обвалится, добавляет Гелдер. Такой сценарий не устроит ни американских, ни ближневосточных производителей, соглашаются собеседники ТАСС.
«Сейчас рынок пытается установить направление и изучает новые взаимоотношения между ценой на нефть и плотным ростом американского предложения», — резюмирует Гелдер.
Как подтверждение его словам вечером 15 марта, после встречи президента Трампа и второго наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда, Белый дом сообщил, что оба государства договорились вести активные консультации в целях стабилизации предложения и избежания ценовой волатильности на рынке нефти. Незадолго до этого генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо рассказал о том, что картель и американские производители наладили диалог.
Юлия Хазагаева