Введенный США, а также Великобританией, запрет на пронос в салон самолета электронных устройств размером больше смартфона призван увеличить популярность американских и европейских авиакомпаний. Такое предположение высказывают обозреватели турецкой газеты Haberturk.
В последние годы компании Turkish airlines (ТА), Qatar Airways, Emirates и Etihad Airways, которые главным образом и пострадают от запрета, заняли внушительную долю рынка трансатлантических перелетов в США. В то же время популярность главных американских и европейских перевозчиков на этом направлении упала. Кроме того, американцы и европейцы, как пишет газета, оказались неспособны предоставлять тот же высокий уровень услуг пассажирам бизнес-класса, который есть у турецкой и арабских компаний.
Экономика авиаперевозчиков построена таким образом, что основную долю дохода от каждого рейса приносят именно клиенты бизнес-класса — до 75% у некоторых компаний. Общие расходы клиентов, связанные с деловыми поездками, составляют порядка $1,9 трлн в год в мировом масштабе. Те же ТА предоставляют широкий спектр услуг, включая хорошо оборудованные бизнес-залы в аэропортах, трансферы, в высокой степени конкурентоспособное VIP-обслуживание в самолете и на земле.
В Турции опасаются, что запрет негативно скажется на потоке транзитных пассажиров, многие из которых сознательно или вынужденно выбирают именно те аэропорты и компании, которые попали под американский запрет. По данным минкультуры Турции, в 2016 году Стамбул с однодневным визитом посетили 615 тыс. транзитников, которые воспользовались несколькими часами ожидания своего стыковочного рейса для прогулок по городу. Всего же транзитом через Турцию ежегодно летает более 20 млн человек, для которых наличие при них электронных устройств может быть принципиальным.
Данный запрет практически не затронет непосредственно американские и английские авиакомпании в виду того, что они совершают малое число рейсов из запрещенных аэропортов.
Предложения турецких властей
Турецкие власти и Главное управление гражданской авиации Турции, как накануне заявил глава минтранса Ахмет Арслан, ведут переговоры с американской стороной в целях отмены запрета. Анкара, как отмечает издание, предлагает оборудовать аэропорты теми устройствами проверки багажа, которые хочет США. Ранее Турция уже начала просвечивать багаж пассажиров на американских рейсах в специальных аппаратах, которые позволяют получить 360-градусную «картинку» чемодана. Также проводится проверка 60% пассажиров и их ручной клади на предмет частиц взрывчатых веществ.
Анкара предлагает просвечивать весь багаж, включая ручную кладь, в подобных «томографах» и проверять на остатки взрывчатки 100% пассажиров, летящих в США. Однако пока ответа от Вашингтона не последовало. Также турецкая сторона отмечает, что запрет на пронос электроники, касающийся определенных аэропортов, неэффективен с точки зрения безопасности, поскольку злоумышленник может сесть на самолет и в Европе, где такие меры контроля не введены.
Суть запрета
20 марта стало известно о том, что власти США запретили пассажирам, вылетающим в страну из 10 крупных международных аэропортов Египта, Иордании, Катара, Кувейта, Марокко, ОАЭ, Саудовской Аравии и Турции, проносить в салон самолетов электронные устройства размером больше мобильного телефона. Эта норма распространяется на всех пассажиров, вылетающих из этих аэропортов, вне зависимости от гражданства.
После США аналогичные меры обнародовала и Великобритания, запретив проносить электронику на авиарейсы из шести стран — Турции, Ливана, Иордании, Египта, Туниса и Саудовской Аравии. Запрет должен вступить в силу после 25 марта. Пассажиры, совершающие авиаперелеты из этих стран, не могут иметь при себе на борту мобильные телефоны, компьютеры и планшетные устройства, размер которых превышает по длине 16 см, ширине и толщине — 9,3 см и 1,5 см соответственно.
По данным Haberturk, похожий запрет готовят и власти Израиля.