ВР, которой принадлежит почти 20% крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть», считает, что нефтяная отрасль России успешно развивается в условиях санкций и намерена продолжать свои инвестиции в стране, в том числе в газовые проекты. Об этом сообщил в интервью ТАСС президент ВР в России Дэвид Кэмпбелл в рамках Арктического форума в Архангельске.
«Мы работаем с различными санкционными режимами в мире многие годы. Мы работаем, и я уверен, что, несмотря на санкции, мы будем продолжать инвестировать, соблюдая действующие ограничения. Индустрия приспосабливается к таким изменениям, и мы продолжаем работать. Добыча в России выросла за этот период, повысилась активность, снизился курс рубля, стоимость проектов сократилась», — сказал он.
Накануне европейский суд общей юрисдикции признал обоснованными санкции Евросоюза, введенные в связи с ситуацией на Украине в отношении ряда российских компаний, включая «Роснефть». Это решение может стать основанием для аналогичного решения по иску «Роснефти» в Высоком суде Лондона, а также создает прецедент для вынесения решений по искам других российских компаний. «Роснефть» оспаривала санкции, введенные в 2014 году в отношении нефтяного сектора, которые ограничивают поставки товаров и услуг для использования в арктических, глубоководных и сланцевых поисках и в производстве нефти в России, а также положения о ценных бумагах и кредитовании, ограничивающие предоставление финансирования и услуг по торговле акциями определенным российским компаниям, в том числе «Роснефти». Аналогичные санкции действуют со стороны США.
Кэмпбелл сказал, что есть несколько направлений работы, которые ограничены санкциями и невозможны без их отмены.
«С точки зрения технологий у России все есть. Нефтяная отрасль развивается. Иностранные инвестиции ограничены, но российские компании продолжают инвестировать в проекты», — считает он.
Перспективы газа
Кэмпбелл также не исключил, что деятельность компании в России может быть расширена за счет газовых проектов. Он напомнил, что в этом году ВР планирует запустить 7 новых проектов в разных частях мира, причем 6 из них — газовые. Увеличение доли газовых проектов в портфеле активов ВР — важный элемент стратегии компании.
«Россия — один из самых крупных производителей газа. Вы спрашивали про санкции: на газовый сектор они не распространяются, и я не думаю, что они станут проблемой для сотрудничества. Я положительно оцениваю перспективу реализации газовых проектов ВР в России «, — сказал он.
Глава ВР в России подчеркнул, что стратегия работы компании в РФ связана с «Роснефтью». «У нас 20% «Роснефти», а у нее много проектов. Наша стратегия — работать с «Роснефтью», большой компанией, у которой много возможностей», — подчеркнул он.
В то же время топ-менеджер ВР пока не выразил заинтересованности в проектах по альтернативной энергетике в России. «У нас большой бизнес в сфере возобновляемой энергетики в США и Бразилии. Я думаю, что наш основной фокус в России будет все же на нефти и газе», — считает он. При этом Кэмпбелл не исключил, что изменение налоговой системы может способствовать развитию проектов в сфере возобновляемой энергии в России.
«Это поможет. Мы рассматриваем возможности инвестирования во многих странах. Пока в этой сфере сложнее конкурировать, чем в других», — считает он.
Европа значительное время субсидировала развитие альтернативной энергетики, сокращение финансирования началось только после снижения цен на нефть.
Конкурентоспособность России
Кэмпбелл напомнил, что за последние 3 года с тех пор, как упали цены на нефть, многие инвестиционные проекты в мире были свернуты. «Да, из-за соглашения ОПЕК (о сокращении добычи — ред.) цены выросли, инвестиции начали расти, но возвращение проектов к прежним уровням займет несколько лет», — полагает он.
При этом ВР считает Россию привлекательным регионом для инвестиций.
«Я думаю, в России очень интересные проекты с низкими затратами, опытное правительство, ресурсы, много профессиональных людей. Есть много плюсов», — сказал он, отвечая на вопрос, привлекательнее ли проекты в России американской сланцевой добычи.
Кэмпбелл отметил, что в сфере налогообложения ситуация не так очевидна. «Большую роль играет система налогообложения. Я думаю, с точки зрения геологии и ресурсной базы Россия имеет схожие возможности, и нам интересно работать с «Роснефтью», с точки зрения управления — оно хорошее, с точки зрения налогов — не так выгодно, как в Америке. Там налоги ниже, и инвесторы могут получить больший возврат на вложенные средства. И это одна из причин бума добычи в США», — считает он.
Глава ВР в России не исключил всплеска новых нефтегазовых проектов в России на фоне восстановления цен на нефть.
«Вполне возможно, ресурсная база, опыт управления отраслью и проектами, необходимые технологии в России есть», — сказал он.
Кэмпбелл отметил, что готов отстаивать российские проекты при выборе ВР объектов для инвестиций. «У нас ограниченный капитал, и мы хотим потратить его на самые интересные проекты. Проекты в России конкурентоспособны. Конкуренция будет всегда. Но Россия может быть уверена в себе из-за вышеперечисленных плюсов, таких как низкие капитальные затраты», — заключил он.