Россия переживает сельскохозяйственный бум, и несмотря на санкции и проблемы в отношениях с Западом, у российского рынка есть множество возможностей и преимуществ, отмечает ведущая британская деловая газета The Financial Times.
Издание напоминает, что многие западные эксперты и инвесторы скептически отнеслись к планам России по импортозамещению после введения США и ЕС антироссийских санкций из-за событий на Украине в 2014 году. Однако в сфере сельского хозяйства скептицизм не оправдался: по итогам 2016 года Россия стала крупнейшим экспортером зерна в мире, реализовав более 34 млн тонн, а общее производство зерна достигло рекордных 119 млн тонн. «Размах поражает, потому что всего 15 лет назад Россия зерно исключительно закупала», — указывает газета.
Однако на этом успехи России не заканчиваются: страна полностью заменила импортную свинину и курятину отечественной, вышла на лидирующие позиции по производству сахарной свеклы, а производство тепличных овощей выросло на 30% к предыдущему году.
И хотя нефтегазовый сектор остается далеко впереди, сельское хозяйство уже перегнало продажи оружия и стало второй основной экспортной статьей.
Однако, отмечает издание, значительному подъему российского агропромышленного комплекса способствовали не столько западные санкции, сколько падения курса рубля из-за снижения цен на нефть, что сделало импорт более дорогим. В ответ на санкции Россия ввела продуктовое эмбарго, которое и способствовало импортозамещению. Некоторые аналитики придерживаются мнения, что санкции были частью плана Владимира Путина — добиться продовольственной независимости страны.
Кроме того, падение рубля привело к снижению цен на удобрения и топливо, что также было выгодно производителям — за год потребление удобрений в России выросло на 16%.
Главным козырем России может стать Азия, в первую очередь земли вдоль границы с Китаем, где есть почва и климатические условия, необходимые для выращивания сои, полагает издание. Однако продовольственный экспорт в Китай все еще на начальной стадии, и развитие этого сектора может занять годы.