Президент России Владимир Путин рассчитывает, что суда под российским флагом будут наделены исключительным правом на перевозку и хранение углеводородов а акватории Северного морского пути (СМП).
На совещании по вопросу стимулирования строительства судов и морской техники на СК «Звезда» он поднял вопрос «о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории СМП».
«Этот шаг позволит нарастить объем морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме и рассчитываю, что уже в скором времени будет принят», — сказал он.
Путин отметил, что ему известно о других предложениях по распространению данной нормы на другие морские акватории РФ. «Давайте проанализируем все эти вопросы так, чтобы любой наш шаг был выверен, без всякой спешки сделаем», — добавил президент.
Северный морской путь
Северный морской путь — главная морская коммуникация в российской Арктике. Ранее в Минтрансе РФ заявляли, что грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз, до 65 млн т в год. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5,6 тыс. км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, для сравнения через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км.
Судоверфь «Звезда»
Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне после ввода в эксплуатацию станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. т стали в год. Верфь будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, включающей танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки. Глава «Роснефти» Игорь Сечин не раз заявлял о необходимости стимулирования российских нефтегазовых компаний по размещению заказов на «Звезде», однако пока верфь не обеспечена заказами в полном объеме.
Якорным заказчиком выступила сама «Роснефть», заказав на судоверфи четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса и пять танкеров типа «Афрамакс» на газовом топливе. В сентябре 2017 года Сечин докладывал президенту РФ, что с учетом заказа «Роснефти» портфель заказов «Звезды» состоит из 14 судов. По последним данным, объем заказов удалось увеличить до 24 судов, уточнили ТАСС в «Роснефти».
Кроме того, глава «Новатэка» Леонид Михельсон сообщил, что «Новатэк» передал через «Совкомфлот» всю необходимую документацию судостроительной верфи «Звезда» на строительство порядка 15 СПГ-танкеров арктического класса для «Арктик СПГ- 2». Сечин отмечал, что для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года «Звезде» нужно поручить портфель в 188 судов. Для поддержки российских судостроителей, по мнению Сечина, нужны законодательные изменения.
Путин в сентябре на судоверфи «Звезда» заявлял, что нефтяные компании должны увеличивать число заказов на дальневосточной судоверфи «Звезда», ее потенциал позволяет принимать эти заказы. Глава государства отметил, что рассчитывает на выполнение перспективного плана загрузки предприятия до 2035 года не только «Роснефтью», но и «Газпромом», и «Новатэком», и др. компаниями.