Финансовая система США постепенно выздоравливает. Именно так эксперты отреагировали на информацию о том, что три крупнейших американских банка — Morgan Stanley, JPMorgan и Goldman Sachs — подали заявку на досрочное погашение долга в млрд перед государством. Банкиры поспешили расплатиться, чтобы избавиться от пристального внимания властей. В России же крупнейшие организации, получившие кредиты от государства, погашать их раньше времени не спешат.
Morgan Stanley, JPMorgan и Goldman Sachs показали в первые месяцы года неплохие результаты деятельности, что позволило им расправить крылья и даже поторопиться с возвращением долга государству (напомним, что деньги они получили осенью прошлого года в рамках программы по поддержке финансовой системы страны). И хоть их финансовое состояние и сейчас далеко от блестящего, но такое поспешное желание рассчитаться вполне понятно. Ведь государство не только выдало банкирам столь необходимые деньги, но и наложило ряд ограничений, в частности, связанных с компенсациями руководству и наймом новых сотрудников. Инвестиционные банки особой зарегулированностью в США никогда не были «избалованы». И теперь их капиталистической гордости претит повышенное внимание со стороны правительства.
Впрочем, одного желания кредитных организаций досрочно рассчитаться по долгам мало. Они должны еще получить добро от Федеральной резервной системы (ФРС). Та пока официальную позицию по этому вопросу не высказала. Месяц же назад (тогда Goldman Sachs заявил, что может пойти на досрочное погашение) глава американского минфина Тимоти Гайтнер заявил, что власти вовсе не обязательно согласятся принять деньги у банков. Для начала посмотрят, насколько стабильно положение у торопливых организаций. Сейчас после проведения стресс-тестов, которые показали, что Morgan Stanley, JPMorgan и Goldman Sachs в дополнительном капитале не нуждаются, у них есть шанс на положительное решение ФРС.
Кстати, стремление досрочно погасить долги характерно не только для американцев. Наши банки тоже толпами устремились в Центробанк, чтобы вернуть средства, полученные по беззалоговым кредитам. Но здесь история совсем иного свойства. К ограничениям и регулированию, которыми наши организации никогда не были обделены, это отношения не имеет. Просто нет уже острой нехватки ликвидности, поэтому появилась возможность перекредитоваться по более щадящим, чем у ЦБ, ставкам.
Что же касается государственной помощи в виде десятилетних субординированных кредитов, то пока ни одна организация даже, похоже, не задумалась об их возвращении. Наоборот, многие хотят взять еще. Зачем торопиться? Деньги дали под 8%, то есть по нынешним временам почти даром, да еще и на 10 лет. Ровно за такой срок, помнится, Ходжа Насреддин обещал падишаху выучить осла читать. А когда его упрекали, мягко говоря, в завышенных обязательствах, отмахивался — за это время либо падишах умрет, либо осел сдохнет.
Это мы в том смысле, что за десять лет может многое измениться. Может, и возвращать уже ничего не придется? Тем более что и государство банкирам не мешает. Ну, потребовало давать деньги реальному сектору, выделяя на это не менее 2% кредитного портфеля. И что с того? Даже если заемщики не смогут вернуть средства, то государство не бросит, компенсирует. Поэтому зачем спешить с погашением долга?