Европа может вздохнуть спокойно. Отключение газа со стороны Украины ей не грозит. Поздно вечером в минувшую пятницу власти страны оплатили поставки российского сырья. Но какой ценой? Ради «сведения счетов» с Россией президент Украины Виктор Ющенко приказал включить печатный станок. Нам то что — мы свои деньги, причем в американской валюте, получили. Но если приобретение долларов за необеспеченные гривны войдет у украинских властей в привычку, то дефолта стране не миновать.
На прошлой неделе и Европа, и Россия с замиранием сердца ожидали очередной серии газового конфликта. Позиция нашей страны была бескомпромиссна. Российский президент Дмитрий Медведев дал понять, что если украинская сторона вовремя не расплатится за майские поставки газа, то на поблажки может не рассчитывать. Терпение лопнуло.
Напомним, что по подписанному в январе соглашению «Нафтогаз» обязан расплатиться за поставленный газ в течение первой недели следующего месяца. Если средства не поступят в полном объеме, дальше за газ придется рассчитываться авансом. Такой вариант окончательно добил бы и без того умирающую экономику Украины. Ведь даже за уже полученный газ деньги находятся с огромным трудом.
В этот раз только поздно вечером в пятницу, фактически запрыгнув в последний вагон, пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский объявил о переводе «Газпрому» всей задолженности за майские поставки. Речь идет о сумме $647 млн за 2,4 млрд куб. м российского газа. Из них самой госкомпании удалось наскрести лишь пятую часть. Оставшиеся $500 млн украинцы искали до последнего момента. Увы, безуспешно. Выход, правда, все-таки нашелся. Самый тривиальный — недостающую сумму решили просто допечатать.
— У меня не было другого выхода, как склониться сегодня к решению об эмиссии ресурсов. И через час уйдет платежка за газ. Имеется в виду эмиссия в 3,8 млрд гривен, — заявил президент Украины Виктор Ющенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины в пятницу.
Схема довольно простая: Нацбанк Украины напечатал ничем не обеспеченные 3,8 млрд гривен. Затем деньги были переведены на счета украинского Ощадбанка, который купил на них $500 млн и выдал этими долларами кредит «Нафтогазу». И уже «Нафтогаз» отправил доллары «Газпрому».
В чем же опасность такой схемы? Дело в том, что $500 млн из финансовой системы Украины «ушли», а «сделанные из воздуха» 3,8 млрд гривен остались. Соответственно, украинские деньги автоматически подешевели. Примерно на те самые полмиллиарда долларов в расчете на всю страну. Чем это грозит нашим соседям? Еще большим обесцениванием гривны.
— Украине придется еще сильнее девальвировать свою валюту. В итоге возникновение дефолта может стать необратимым, — считает главный экономист инвесткомпании «Финам» Александр Осин.
Рассчитывать в этой ситуации можно либо на возобновление роста в украинской экономике, либо на внешние займы. Первый вариант выглядит малореалистичным. Промышленное производство на Украине в I квартале сократилось почти на 20% и пока восстанавливаться не думает.
С кредитами тоже все непросто. В России одолжить Украине готовы, но только на паритетных основаниях с Европой. Она, в свою очередь, с решением по данному вопросу медлит, хотя любой сбой в поставках газа через Украину больно ударит именно по европейским потребителям. Кроме того, если украинские власти продолжат свои упражнения с печатным станком и доведут страну до дефолта, то о кредитной линии вообще придется забыть. Никто не станет рисковать и давать деньги банкроту.
— Не думаю, что принципиальное решение в Европе будет принято до осени. Там чиновники будут ждать итогов выборов в Европарламент, — полагает Александр Осин.
Так что Украине, похоже, остается одно — дальше наводнять свою экономику необеспеченными гривнами и балансировать на грани дефолта. Впрочем, такая позиция уже стала для украинских властей привычной.