В предыдущие годы главным вопросом относительно резервных средств заключался в надёжности и доходности приобретаемых активов. С началом кризиса остро встал и другой вопрос — «как тратить?».
Что резервируем?
Международные резервы РФ представляют собой активы, находящиеся в распоряжении Банка России и правительства РФ. Центральный банк РФ пополняет резервы за счёт операций на открытом рынке, то есть скупки валюты. Целью выхода на рынок является управление курсом рубля, в том числе снижение волатильности.
В управлении правительства находится два фонда — Резервный и национального благосостояния. Источник наполнения фондов — вывозные пошлины на нефть, товары из нефти и газ. Резервный фонд ограничен сверху: максимальный размер — 10% от прогнозируемого на соответствующий год объёма ВВП. Сверх этого уровня средства направляются в Фонд национального благосостояния.
Цель формирования Фонда национального благосостояния — повышение устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе. В свою очередь, предназначение Резервного фонда заключается в стабилизации экономической ситуации в случае падения цен на сырьё (по информации сайта minfin.ru).
Государственная кубышка
Изначально главным приоритетом при хранении средств была надёжность. Во-первых, нужно было строго ограничить варианты вложения денег, чтобы избежать возможных злоупотреблений. Во-вторых, предполагая, что государство не может быть эффективным инвестором, было решено избегать рискованных операций. Основную долю активов должны составлять государственные бумаги высокого рейтинга (по данным Fitch Ratings, Standard & Poor's, Moody's Investors Service).
Вариантов вложения средств в таком случае становится не так много. Во-первых, эмитент должен иметь длительную хорошую кредитную историю. Во-вторых, с целью уменьшить риски было введено ограничение на покупку ценных бумаг одного выпуска. Другими словами, нельзя купить сразу весь выпуск. В годы стремительного роста цен на сырьё и последующего увеличения резервных фондов найти достаточно большое количество продавцов надёжных активов не так просто. В итоге выбор в пользу американских казначейских облигаций становится самым адекватным.
Сейчас ситуации кардинальным образом не изменилась. Показатели американской экономики как будто говорят о действенности мер Федерального резерва и Белого дома. В то же время в других развитых странах положительные результаты от вмешательства государства в экономики не демонстрируются.
На 1 января 2009 года, по данным Банка России, на долю США приходилось 38,3% от общего объёма валютных активов Центрального банка. Гораздо меньше — 20,3% — приходится на Германию.
Источник: Банк России
Разбили свинью-копилку!
Самые большие траты Центральный банк России понёс минувшей зимой. Более 150 млрд долларов было пущено через механизм плавной девальвации рубля на повышение устойчивости российской банковской системы. Предоставляя заёмные средства банкам и одновременно сдерживая резкий обвал рубля, Банк России давал возможность финансовым посредникам заработать и приобрести иностранную валюту. В противном случае необходимость выплачивать долги банкам-нерезидентам могла бы привести к краху системы.
Платить по долгам российским компаниям и банкам ещё предстоит. Это приведёт к дополнительному оттоку капитала. В случае если рост цен на ресурсы не компенсирует отток, перед Банком России опять встанет дилемма: тратить накопленные средства на поддержку рубля и банков или дать волю невидимой руке рыночных сил?
Копить — не тратить
Кризис вынуждает власти действовать. Результатом становится дефицит бюджета и расходование резервов. Одним из способов стало размещение части средств Фонда национального благосостояния на счетах Внешэкономбанка. Формально «на депозиты во Внешэкономбанк по состоянию на 1 июня 2009 года было перечислено 432,10 млрд рублей» под 7% годовых. Естественно, что такая ставка процента ниже инфляции и деньги направляются в ВЭБ для оказания помощи частным агентам российской экономики, смягчая их бюджетные ограничения. Таким способом вряд ли достигается цель поддержания пенсионной системы страны.
Существование резервных фондов в предыдущие годы ограничивало негативное влияние стремительного роста сырьевых цен. Расходная часть бюджета росла, но не так, как могла бы. В какой-то мере сдерживалась инфляция. Сохранность средств была гарантирована чёткими правилами инвестирования. Главная проблема, возникающая сейчас, заключается не в способах дальнейшего хранения средств, а в методах инвестирования в экономику для выхода из кризиса. Здесь подстерегает большое количество опасностей, которые могут привести к быстрому неэффективному истощению резервов. Если обойти эти опасности не удаётся, нужно ли тратить деньги на помощь?