Два десятка лет назад почти у каждого россиянина в кармане лежала на всякий случай сетка-«авоська» — вдруг на прилавки обычно пустых магазинов и рынков «выбросят» апельсины или еще какие-нибудь продукты. Сегодня москвичи, как и фанаты «Манчестер Юнайтед» с «Челси», предпочитают пакеты и сумки из ГУМа — огромного торгового центра длиной 242 метра, расположенного на восточной стороне Красной площади и переполненного магазинами с самыми модными названиями — от Hugo Boss до российских брэндов.
Россия преуспевает. В Москве машин BMW шестой серии больше, чем в любом другом городе мира; а среди многочисленных «Мерседесов», «Ауди» и «Рейндж Роверов», заполнивших кишащие транспортом улицы столицы, российскую «Ладу» можно увидеть с большим трудом. Через год или два Россия перегонит Германию и станет крупнейшим в мире рынком автомобилей.
И речь идет не только о машинах. Простые россияне скупают буквально все — от детского питания до модных дамских сумочек индивидуальной работы, напропалую тратя свое новоприобретенное богатство. Средний уровень доходов там растет примерно на двадцать процентов в год; не отстает от него и уровень потребления. Средние доходы, составляющие около 8500 долларов в год, все еще низки по меркам Запада. Но они совершили громадный скачок вверх по сравнению с концом девяностых, когда их уровень не достигал и 1100 долларов в год, а людей, которым приходилось жить менее чем на 1 доллар в день, в России было больше, чем в Индии.
Чистые доходы выше, чем может показаться, с учетом того, что подоходный налог зафиксирован на уровне 13 процентов. А поскольку каждый россиянин в советскую эпоху бесплатно получал квартиру или дом, то ипотечные и потребительские кредиты в этой стране редкость. Нетрудно угадать причину такой трансформации. Это золото — как обычное, так и черное. Россия спорит с Саудовской Аравией за звание крупнейшего производителя нефти в мире. Она обладает вторыми на планете запасами нефти, имеет самые крупные запасы газа и четвертые в мире запасы золота. Всего десятилетие назад нефть стоила примерно 10 долларов за баррель, а на прошлой неделе ее цена впервые перевалила отметку в 135 долларов. В тот же период времени цена золота выросла более чем втрое, составив более 900 долларов за унцию.
Неудивительно, что Владимира Путина называют удачливым президентом. Его приход на президентский пост в 1990 году (так в тексте — прим. перев.) совпал с бумом цен на сырьевые товары. А благодаря умелому использованию данных факторов Путин, пробыв два срока на посту президента, недавно был избран премьер-министром и по-прежнему пользуется небывалой популярностью.
Он заслуживает аплодисментов за свое умение обеспечить рост экономики. Путин стал президентом через два года после того, как Россия привела в изумление иностранных инвесторов, заявив о своей неспособности расплачиваться по долгам. Это вызвало обвал рубля и кризис на развивающихся рынках всего мира. С тех пор темпы роста составляют вполне приличные 7 процентов в год, а некоторые комментаторы говорят, что в России самая успешная в мире экономика. Путин умело и по-хозяйски экономно использует это богатство. Стабилизационный фонд, предназначенный для сбережения доходов от продажи нефти и газа, а также для предотвращения перекосов в остальной экономике, к концу 2007 года составил почти 160 миллиардов долларов. Россия также создала третьи в мире валютные резервы.
Безусловно, нефть сыграла в этом решающую роль. На ее долю приходится две трети экспорта, четверть ВВП и половина российского фондового рынка. Но перед Путиным и его специально отобранным, а также, как полагают многие, находящимся у него под башмаком президентом-преемником Дмитрием Медведевым стоит сложная задача: продемонстрировать всем, что в России не просто ресурсная экономика, и что в стране осуществляется долгосрочная экономическая трансформация.
Стратегия развития России знакома всем тем, кто следил за захватывающим ростом экономики в Китае и Индии. Заключается она в следующем: обогащение и предоставление новых возможностей 140 миллионам российских потребителей с одновременным вложением средств в изношенную инфраструктуру.
Для наращивания потребительского спроса есть еще большие резервы. Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик говорит: «Москва — это только витрина России. За пределами столицы картина совершенно другая». Тюменская область, являющаяся вотчиной сибирских нефтяных магнатов, второй по благосостоянию регион, но она в два раза беднее столицы. А в самых отсталых областях доходы на душу населения составляют всего 4 процента от московских. Но сейчас российские города развиваются более быстрыми темпами, и Медведев намерен увеличить долю среднего класса с нынешнего показателя в 20 процентов до 50.
Рынок жилья представляет собой одну из таких возможностей. Хотя собственный дом есть почти у каждого, состояние жилищного фонда ветхое. Возраст двух третей жилых домов превышает 30 лет. Многие пятиэтажки, построенные еще при Хрущеве в 60-е годы, должны были просуществовать всего 20 лет, а их начинают сносить только сейчас. Почти у 40 процентов россиян в домах нет водопровода и канализации.
Путин пообещал, что к 2010 году будет построено от 65 до 75 миллионов квадратных метров жилья, причем 10 миллионов квадратных метров из этого объема составит жилье государственное. Поэтому количество россиян, способных купить новый дом, должно составить треть населения, что намного больше нынешних 5 процентов. Это приведет к огромному росту ипотечных кредитов, объемы которых ежегодно удваиваются. Согласно целевым показателям Путина, в течение двух лет их количество вырастет до миллиона. Развивается и потребительское кредитование, поскольку у россиян исчезает подозрительное отношение к банкам, где, как они считали раньше, люди рискуют потерять свои деньги. Они начинают понимать, что банки сегодня предлагают им возможность для покупки автомашин или для улучшения жилищных условий.
«Эффект богатства просачивается и вниз», — говорит Робин Геффен (Robin Geffen), управляющий директор инвестиционной компании Neptune Investment Management, специализирующейся на развивающихся рынках. Он отмечает быстрый рост в последнее время государственной авиакомпании