Главная » Банки » НБУ. Воздух курсовой свободы

НБУ. Воздух курсовой свободы

Воздух курсовой свободы сыграл в жизни главы Национального банка Украины Владимира Стельмаха, как и профессора Плейшнера из фильма «17 мгновений весны», роковую роль. Рассеянному ученому пришлось выброситься из окна. Владимир Семенович поступил осмотрительней. Он всего лишь вышвырнул гривну из объявленного НБУ на 2008-й год валютного коридора.

Чем был хорош на посту главы НБУ нынешний президент Украины Виктор Ющенко, так тем, что это именно он в числе лучших руководителей Нацбанка продемонстрировал, как можно одновременно реализовать две, казалось бы, несопоставимые вещи. Слаженно работать с любым правительством, заинтересованным, как правило, во вбрасывании денег в экономику, чтобы стимулировать развитие производства. И удерживать при этом стабильным курс национальной валюты, делая его прогнозируемым.

Похоже, что нынешнему главе правления НБУ Владимиру Стельмаху в последнее время это удается с большим трудом. Правда, ему приходиться не усердно печатать, а, наоборот, сокращать количество гривни на рынке. Но, как бы то ни было, при этом он уже на людях вынужден полемизировать не только с правительством Юлии Тимошенко, но и своим бывшим шефом по НБУ, а ныне президентом Виктором Ющенко. Запутанная ситуация с курсом доллара в Украине, похоже, сильно отразилась и на прогнозах самого Владимира Семеновича. Послушать его, так гривна будет укрепляться, хотя, с другой стороны, расти может и курс доллара. Такой вот хитронеопределенный прогноз главного банкира страны, который считает, что если смену курса объявить заранее, в Украину сбегутся финансовые спекулянты со всего света. И население от этого пострадает еще больше, как если бы оно ничего и не подозревало о готовящемся НБУ обвале доллара.

Напомним, что недавнее решение Нацбанка об изменении курса национальной валюты вывело ее за рамки утвержденного самим же НБУ валютного коридора в 4.95-5.25 гривни за доллар. А наличный бакс вообще опустился одно время до 4,5 гривни, и именно это отклонение вызвало критику со стороны президента. Виктор Ющенко оценил резкие колебания национальной валюты как угрозу экономической стабильности страны в целом. Комментарии президента и руководителей его секретариата сводились к тому, что курс доллара в Украине является основным якорем общей экономической стабильности. И НБУ необходимо еще раз взвесить, стоит ли так резко укреплять гривну.

От ревальвации национальной валюты довольно неожиданно поспешила отмежеваться и премьер Юлия Тимошенко, которая заявила, что правительство не имеет отношения к этому решению НБУ. Отвечать за высокую инфляцию в стране и рост цен премьер Тимошенко явно не хочет, и традиционно отсылает все свои проблемы кому-то другому, на этот раз — президенту. Тот, в свою очередь, не видит у правительства обещанных антиинфляционных мер. И хотя Стельмах в этих разборках пока вроде бы и не при чем, но вспомнить о нем могут очень скоро.

Не исключено, что пост главы НБУ, несмотря на его традиционную аполитичность, станет одной из высоких ставок в нынешней борьбе за власть между премьером Юлией Тимошенко и президентом Виктором Ющенко. И та и другая сторона сейчас ждет от Стельмаха ответа на извечный вопрос: с кем он? Тем более что и оппозиция в лице Партии регионов, финансовый костяк которой традиционно составляют экспортеры, которые пострадали от удешевления американской валюты в Украине, встретила курс Стельмаха в штыки.

Нацбанк — институт достаточно независимый, и критику со всех сторон Владимир Стельмах может воспринимать, а, может, и нет. Но то, как обращаются в Раде с былыми неприкасаемыми кумирами, тем же главой Антимонопольного комитета Алексеем Костусевым, полномочия которого недавно преждевременно прекращены, наверное, заставит и Владимира Семеновича подумать о себе родимом. Стельмаха уже отправляли в отставку с поста главы НБУ — в 2002 году, когда Нацбанк вместо него возглавил Сергей Тигипко.

Напомним, что возвратился в кресло главы НБУ Владимир Семенович в декабре 2004 года. Это было одно из первых назначений новоизбранного президента Виктора Ющенко. Глава НБУ назначается Радой по представлению президента. Кстати, срок полномочий Владимира Семеновича на этом посту истекает в следующем 2009 году, поскольку согласно закону о Нацбанке глава его правления избирается на пять лет.

Обыватель любит поговорить о финансах, и тут же вам скажет, что Стельмах давно уже и уверенно «лег» под Ющенко. Но то, что Нацбанк вышел за рамки валютного коридора, выглядело так, что Стельмах все-таки дрогнул под натиском правительства и начал угождать и вашим и нашим. Кабинет министров давно уже тихой сапой подталкивал НБУ к тому, чтобы укрепить курс гривны за счет доллара. И хотя бы, таким образом, немного затормозить инфляцию.

Этот шаг в какой-то мере был выгоден и самому Нацбанку. В последние годы НБУ всерьез обеспокоен завышенным, как он считает, курсом доллара к гривне, который привлекает в Украину спекулятивный капитал со всего мира. Нацбанку приходиться выкупать избыточное предложение доллара на межбанковском рынке. Пока НБУ был заинтересован в увеличении валютных резервов, давление доллара на гривню его не особенно беспокоило. Теперь же резервы НБУ достигли 30 миллиардов долларов. И эта сумма, по мнению главы НБУ, сейчас является вполне достаточной для Украины. И сейчас уже выкупать валюту на межбанке, как считает Владимир Семенович, особо смысла нет. Но как только Нацбанк перешел от слов к делу и попробовал отказаться от выкупа избыточного предложения доллара, это сразу же сказалось на курсе, и доллар упал.

Более опытные политики тут же открестились от всех макроэкономических преимуществ укрепления гривни. И Стельмаху пришлось в гордом одиночестве объяснять то, как хорошо, что национальная валюта теснит доллар. Свои валютные вклады в понимании Владимира Семеновича население расходует исключительно на обучение детей и отдых за рубежом. Кроме того, беря кредиты в валюте, украинцы рассчитываются за них по более выгодному для себя курсу, покупая за то же количество гривны заметно больше долларов. Но вот что делать тем, кто, не доверяя гривне, хранит свои сбережения в долларах, которые затем обменивает на гривни, а таких людей в Украине немало, Стельмах так и не объяснил.

С таким же успехом порассуждать о курсе украинской валюты мог бы и глава Уругвайского или Австралийского национального банка, слушая которого, понимаешь, что это — очень грамотный финансист, но, чувствуется, что приехал он издалека. По мнению же украинской оппозиции, только от ревальвации гривни в мае 2008 года население Украины потеряло 5-6 миллиардов гривен. А, если добавить сюда еще и инфляцию с ее ростом цен на продукты питания, эта сумма составляет несколько миллиардов долларов.

Во многом, вынужденно укрепляя курс гривны, Стельмах оказался меж двух огней. Секретариат президента и лично Ющенко обвиняют его во втягивании традиционно нейтрального Нацбанка в политику. А Тимошенко, которой, по сути, было выгодно решение Нацбанка, из политических соображений открещивается от него. Хотя, честно говоря, трудно поверить, что подобные решения Стельмах принимал без ведома премьера и уже тем более президента, хоть главные политики страны и поспешили затем дистанцироваться от Нацбанка.

Похожая ситуация была и в 2005 году, когда официальный курс национальной валюты так же был существенно укреплен. Тогда доллар подешевел на наличном рынке сразу на 30-40 копеек. И его курс от 5.30-5.40 гривны за доллар переместился в район 5.0-5.05 гривни за доллар. Случайно или нет, но главой НБУ тогда был все тот же Стельмах, премьером была все та же Тимошенко. Ну и Ющенко — президент. И тогда все: правительство и президент — так же открестились от действий НБУ. Но курс с тех пор так и остался прежним. Это, наверное, и породило у Стельмаха надежду на то, что за еще один скачок укрепления национальной валюты ему попеняют, попеняют и забудут.

Но сейчас политическая ситуация несколько иная. В отличие от 2005 года былые соратники: Ющенко и Тимошенко — готовятся к будущим президентским выборам уже по разные стороны баррикад. И над ними нависает все тот же неслабый в Донбассе и некоторых других регионах Украины оппозиционер Виктор Янукович. Так что каждое резкое движение НБУ на рынке валюты тут же вызывает у самых разных политиков вопрос: кому это выгодно?

В Партии регионов считают, что понижение курса доллара выгодно импортерам, многие из которых поддерживают премьера Юлию Тимошенко. Импортеры могут теперь приобретать доллары по более низкому курсу. И, следовательно, их прибыли существенно возросли. Ведь ни импортные автомобили, ни бытовая техника, ни многие другие товары, которые завозят к нам из-за рубежа, после падения курса доллара не подешевели.

Скорее, наоборот, цены на них повысились, хотя в гривневом эквиваленте они по идее должны были бы упасть. С другой стороны, политики из БЮТ заявляют, что благодаря мощным лоббистским усилиям экспортеров, многие представители которых входят в Партию регионов, доллар в Украине явно переоценен. И сделано это в пользу донецких и других владельцев украинских металлургических, химических и других предприятий-экспортеров.

На этот раз Стельмаху, может быть, и не удастся остаться в стороне от этих и других политических разборок. Слухи о его возможной отставке ходили, кстати, и раньше. В 2007 году Стельмах по квоте президента был включен в список НУНС на выборах в Раду, и тогда поговаривали, что на посту главы НБУ его может сменить не пошедший в депутаты Петр Порошенко. Но вопреки слухам Петр Алексеевич удовлетворился постом главы совета НБУ. Кстати, в этом качестве он не раз заверял народ, что официальный курс гривни не выйдет из намеченного на 2008 год коридора — 4.95-5.25 за доллар. Но Стельмах поступил по-своему. Более того, после выхода гривны за рамки коридора Владимир Семенович позволил себе заявления в том смысле, что совет НБУ может, конечно, советовать, но правление НБУ будет принимать собственные решения. А вы догадывайтесь сами, согласовывал он это с Ющенко или нет.

Сейчас курсовой мяч на поле Петра Алексеевича со товарищи по совету НБУ, которые по слухам усердно переводят на финансовый язык письмо казаков турецкому султану. Официально это именуется так, что группа совета НБУ еще раз рассматривает варианты наиболее оптимального курсового решения по доллару и гривне. Так что не исключено, что напряжение по линии совет НБУ — правление НБУ дополнит уже наметившееся разногласия по линии Кабинет министров — Нацбанк и Секретариат президента — Нацбанк.

Позиции Стельмаха в Совете НБУ вовсе не безупречны. Напомним, что Совет состоит из 14 человек, семь из которых назначает президент. А еще семь — Рада. Среди назначенных по квоте Рады членов совета такие известные регионалы, как Сергей Клюев, Борис Колесников, Василий Горбаль, Игорь Прасолов. Вряд ли им понравится решение НБУ понизить курс доллара, о чем, кстати, сразу заявил Горбаль. Другая, президентская часть совета так же не факт, что поддержит Владимира Семеновича. В нее входит, например, спикер Арсений Яценюк, доказавший, что обеспечить стабильность национальной валюты можно даже во время революции, когда он в качестве первого зама тогдашнего главы НБУ Сергея Тигипко много чего сделал для стабилизации ситуации на рынке валют. И тот же Петр Порошенко, который, похоже, не прочь начать свое возвращение в большую политику с поста главы правления НБУ.

Чтобы ни произошло в ближайшее время в соотношении доллар-гривня, очевидно одно — не только курсы валют, но и лично главу правления НБУ Владимира Стельмаха могут ожидать весьма и весьма нервные времена.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...