Новые рекорды нефтяных цен вызвали широкую дискуссию о «большом нефтяном пузыре». Он вызывает озабоченность не только потребителей, но и производителей «черного золота». Однако им противостоят глобальные спекулянты, которые оправдывают рост цен невидимой рукой рынка.
Нефть приближается к самому большому за шесть месяцев подъему с 1999 года. Впереди маячит цена в 0 за баррель. И, казалось бы, уже ничто не сможет остановить это ралли. О былом контроле со стороны нефтедобывающих стран речь уже не идет. У них практически исчерпана возможность резко увеличить добычу на фоне, да и нет уверенности, что эта мера окажется действенной.
В середине июня министры финансов «большой восьмерки» договорились дать поручение Международному валютном фонду изучить спекулятивные механизмы на нефтяном рынке. По мнению представителей некоторых стран, спекулятивная составляющая в цене на нефть превышает 30%.
На вопрос о том, чего больше в сегодняшней стоимости нефти – спекуляций или объективного баланса спроса и предложения – у могущественного инвестбанка Goldman Sachs свой ответ.
Страхи, что рост цен на нефть является частью спекулятивного пузыря, необоснованны, полагают в Goldman Sachs. Спрос, а не спекуляции повышают цены на нефть, считают аналитики этой организации.
К заявлением Goldman Sachs стоит прислушиваться, говорят эксперты Bigness.ru. Этот инвестиционный дом, по раздуваемым им же слухам, обладает уникальным вычислительным аппаратом, способным через анализ тысяч условий выдавать относительно точные прогнозы по динамике цен на нефть.
Дмитрий Лютягин, аналитик ИК «Велес Капитал» напоминает про самый ближайший их прогноз, согласно которому к 7 июля цена на нефть составит $147-150 за баррель. «И сейчас мы видим, что цена приблизилась вплотную к этим цифрам. Это наводит на размышления», — сказал аналитик в интервью Bigness.ru.
Дмитрий Александров, аналитик Файненшл Бридж, согласен с тем, что роль спекуляций в удорожании нефти несколько преувеличена. «То восходящее движение, которое мы видим сегодня, основано на сильных фундаментальных факторах», — сказал он в интервью Bigness.ru. К этим факторам аналитик относит:
ускорение экономического роста в азиатском регионе;
спрос на нефть в США и Европе снижается не так сильно, как предполагалось;
поставки из Нигерии, которая питает нефтью европейские НПЗ, постоянно прерываются;
ослабление доллара США и рост евро – ведь нефть номинирована в американской валюте;
«снизу» стоимость нефти подпирается ростом стоимости сервисных услуг.
Иными словами, речь идет о «сочетании многих факторов, которые долго копились», резюмирует эксперт.
К тому же, остается устойчивым расхожее мнение, что спрос растет на фоне экономического роста, а предложение растет медленнее.
Но есть и другая позиция.
«Представители ОПЕК и Международного экономического агентства утверждают, что реальный спрос удовлетворяется в настоящее время предложением», — напоминает читателям Bigness.ru Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал». Причем они прогнозируют падение спроса на фоне новых перспектив по увеличению добычи (в частности, на днях Саудовская Аравия пообещала увеличить добычу на 200 тыс баррелей в сутки).
«Не стоит забывать, что в ходе финансового кризиса, который продолжается в Соединенных штатах, многие инвестиционные дома потеряли значительные суммы денег. И у них есть желание побыстрее эти деньги вернуть, — говорит аналитик. — Где это можно быстро сделать? Естественно, не в реальной экономике, а в спекуляциях на рынке сырья. У этого рынка высокая волатильность. Его можно легко поднять».
Роль Goldman Sachs в таком раскладе выглядит более интригующе – этот инвестбанк является основным игроком на рынке нефти, и одновременно – основным «пророком». «Это вызывает иногда вопросы», — говорит Лютягин.
Еще более скептично настроен Александр Кузнецов, аналитик ИК «Проспект». «Это не очень убедительно звучит», — говорит он о прогнозах Goldman Sachs в интервью Bigness.ru. По словам аналитика, если собрать за последние восемь лет все сообщения о «напряженностях» в нефтедобывающих регионах, можно сделать вывод, что 110 долларов из нынешних 140 долларов за баррель являются спекулятивной премией, состоящей из этих самых «напряженностей».