«Нафтогаз» теряет месторождения в Ливии — они могут перейти «Газпрому». Вчера в Москве сообщили, что обсуждают возможность закупки всего газа и нефти, добываемого государственной ливийской компанией National Oil Company (NOC), а также создания с ней СП по переработке нефти. Тем самым «Газпром» пытается взять под контроль весь экспорт одного из крупнейших по запасам нефти участника ОПЕК, что, по мнению экспертов, полностью лишит Украину возможности добывать нефть и газ в этой стране, пишет Коммерсант.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер обсудил с ливийским лидером Муамаром Каддафи возможность «развития взаимовыгодного долгосрочного партнерства» между «Газпромом» и Ливией. В частности, господин Миллер предложил «покупать в перспективе все объемы газа, нефти и сжиженного природного газа, предназначенные для экспорта из Ливии, по конкурентным ценам». В «Газпроме» утверждают, что предложения оценены положительно и стороны договорились начать предметные переговоры уже в июле. Речь идет о нефти и газе, добываемых государственной National Oil Company.
Как сообщил высокопоставленный источник в Минтопэнерго, в ходе вчерашних переговоров «Газпрому» также были предложены три из четырех нефтегазовых полей, о разработке которых ранее договорился «Нафтогаз». Соглашение о разделе продукции (СРП) НАК «Нафтогаз Украины» и National Oil Corporation of Libya предполагает разработку блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров природного газа.
Минимальный объем инвестиций «Нафтогаза» в поисково-разведочные работы в Ливии по условиям СРП должен был составить $57,5 млн, однако «Нафтогаз» смог вложить лишь $16 млн, а с начала этого года разработка месторождений вообще прекратилась. Соглашение было заключено еще 10 октября 2004 года, но до сих пор не ратифицировано правительством Ливии. В «Нафтогазе» и «Газпроме» отказались комментировать ситуацию.
Генеральный директор газотрейдинговой компании «Олгаз-инвест» Юрий Коровин уверен, что НАК «Нафтогаз» не сможет возобновить добычу газа в Ливии. «Ливийский контракт был самым крупным проектом „Нафтогаза“ по добыче нефти и газа за рубежом. Его реализация позволила бы на 20% сократить зависимость от поставок газа и нефти из России. Теперь Украина фактически лишилась возможности добывать нефть и газ в этой стране», — соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Олег Зарубинский.
Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК по доказанным запасам нефти (5,1 млрд т) и четвертое место в Африке по запасам природного газа ( 1,49 трлн кубометров). Ежегодно в стране добывается 80 млн т нефти (из них 30 млн добывает NOC) и 11,7 млрд кубометров газа (10,5 млрд — NOC), из них 8 млрд по трубопроводу поставляется в Италию, 1 млрд сжижается и поставляется в Испанию.
Оставшийся объем реализуется внутри страны. «Газпром» работает в Ливии с 2006 года, когда выиграл на тендере лицензию на геологоразведку и добычу нефти на блоке #64 южнее Триполи с запасами 20 млн т и #19 на шельфе Средиземного моря. Кроме того, «Газпром» получил 49,9% в концессиях немецкой Wintershall #96 и #97 до 2026 года, где добывается 6 млн т нефти в год. Российская госмонополия хочет не только получить контроль над добычей газа в Ливии и его экспортом, но и создать СП для модернизации существующих и строительства новых мощностей по нефтепереработке. По данным американского Oil and Gas Journal, у NOC пять основных НПЗ общей мощностью переработки 18,4 млн т нефти в год. Также у NOC есть СП c Eni — Western Lybian Gas Project, ConocoPhillips — Waha Oil Company, и с Repsol — Repsol Oil Operation.
По мнению гендиректора газотрейдинговой компании Magyar GT Яноша Петефи, получив контроль над ливийскими энергоресурсами, «Газпром» фактически лишит страны Евросоюза альтернативного источника природного газа и получит возможность диктовать любые цены на газ. «По сути, речь идет о глобальном снижении уровня конкуренции на европейском газовом рынке.
В этом случае Украина вряд ли сможет снизить уровень энергетической зависимости от „Газпрома“ и будет вынуждена идти на уступки в целом ряде ключевых вопросов. Ведь страны Евросоюза, которые до этого активно ратовали за снижение нашей энергетической зависимости от „Газпрома“, сами станут более зависимыми», — считает директор Института стратегических исследований Вадим Карасев.