В ходе нынешнего финансового кризиса российские инвесторы пострадали больше, чем во время дефолта 1998 года. К такому мнению склоняются независимые аналитики финансового рынка, комментируя события «черного вторника» и решение ФСФР о прекращении торгов на фондовых рынках. Эксперты также отмечают, что главный регулятор – Федеральная служба по финансовым рынкам – не справилась со своей главной функцией, остановив торги ценными бумагами слишком поздно, от этого пострадали инвесторы, которых еще можно было спасти.
«Принятие решения о приостановке торгов – это действительно акт срочного реагирования в кризисной ситуации. Только в подобном случае ФСФР могла так поступить. Но сделать это надо было раньше. Это была ситуация не паники, а пожара – инвесторы на рынке не знали, куда деться – вели себя как на пожаре, кто-то пытался «выброситься в окно», кто-то открывал позиции во фьючерсах, и так далее, но это не приводило к успеху. Очень много невеселых шуток было среди наших коллег-брокеров – кто-то это называл «геноцидом инвесторов», бойней. По содержанию это действительно похоже на правду. Но закрывать торги надо было не после «черного вторника», который стал самым страшным днем, а раньше. Не было на моей памяти никогда таких снижений по 20-30 % по ведущим ценным бумагам», – заявил «Новому Региону» директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
При этом в качестве причин обвала российского фондового рынка эксперт усматривает не мировой финансовый кризис, а ряд внутренних обстоятельств. Именно это, отмечает он, и позволяло взять ФСФР ситуацию под контроль практически сразу. «Выяснилось, что многие участники рынка кредитовалась под залог ценных бумаг – голубых фишек – Газпрома, Сбербанка. Если банки кредитовали, то только под бумаги таких ведущих эмитентов. Банк или другой участник покупал акции, закладывал их, проводил операции. Была также масса сделок репо – это когда акции отдаются в залог, другой участник получает деньги с обязательством выкупить бумаги по известной цене. Количество таких сделок оказалось существенно больше, чем ожидал рынок. Во вторник многие инвестиционные компании не исполняли сделки репо – эти акции просто не выкупались, в такой ситуации они не могли исполнить свои обязательств. Это как раз и был своего рода небольшой дефолт, – говорит Константин Селянин. – ФСФР все это видела, так как к ним регулярно поступают отчеты – они должны были спрогнозировать ситуацию, когда огромный объем сделок с обязательством по ценным бумагам может привести к падению. Во вторник акции обесценились – либо надо было донести деньги, либо продать акции по любой цене. Их продают, рынок еще проседает, снова продается. Если бы торги не остановили, технически бы мы дошли до индекса в 1000, 800, 600».
По словам аналитика, пайщики и инвесторы рынка понесли очень серьезные потери (речь идет просто о колоссальных суммах): «То, что в этот раз они потеряли больше, чем в 1998 году – факт. Конечно, этот кризис существенно «жиже», чем тот, но тогда и рынок, и объем средств были не такие». После того, как ФСФР остановила торги, участники рынка переведут дух – сейчас запрещены все сделки с акциями, облигациями, паями. Те клиенты, кому надо доносить денежное обеспечение, получили время на то, чтобы найти деньги. Также ситуацию должно спасти решение российских властей об оказании поддержки финансовым рынкам на 475 млрд. рублей. «Все это позволит рынку вернуться на оправданные уровни – после открытия торгов должно быть сразу 1200 пунктов, может быть1500. В общем, в отличие от США наш рынок решение о финансовой помощи спасет», – полагает замдиректора ИК «Аккорд-Инвест».
При этом эксперты рекомендуют инвесторам ни в коем случае не избавляться от ценных бумаг. «Потери для разных категорий инвесторов были разные, но дальше ситуация будет успокаиваться. Например, пайщики ПИФов, которые не продали свои паи, увидят, что через какое-то время они вернутся на прежний уровень. Для простых людей все не так драматично – разве что разочарование в фондовом рынке испытают. Для вкладчиков банков ничего не произойдет – система страхования вкладов сработает, в данном случае часть ответственности должно взять на себя государство, а вот для будущих заемщиков могут возникнуть проблемы – денег у банков и так сейчас нет, а дальше с привлекаемыми средствами будет еще трудней», – говорит Селянин.
Он также не исключает, что «черный вторник» изменит также инфраструктуру рынка. «Возможно, что многие банки и компании перестанут существовать. Для участников рынка это будет очень серьезный урок. Для многих компаний встанет вопрос – а стоит ли дальше работать – клиентов-то нет. Возможно также, что у властей возникнут вопросы к ФСФР – почему она не приняла решение своевременно. Возможно, будет расследование – кто проводил фьючерсы, кто открывал торги. Какой-то урок из этого должен быть извлечен в любом случае, потому что всплыли серьезные недочеты», – отмечает г-н Селянин.
Добавим также, что в ФСФР по Свердловской области пока не готовы комментировать ситуацию. Возможно, что какая-то реакция со стороны уральского регулятора последует сегодня во второй половине дня, сообщили «Новому Региону» в ведомстве.