В конце прошлой недели конгресс США принял наконец законопроект о «выкупе» финансовой системы страны, а президент Джордж Буш поспешно подписал его. Подписано — и с плеч долой? Как бы не так! Сейчас только и начинается главное.
Формально по новому закону его реализация поручена Министерству финансов, которому в нынешнем составе осталось жить ровно месяц. В первую очередь Минфин, возглавляемый Генри Полсоном, должен установить долларовую цену на ипотечные активы, которые никто не хочет покупать, изъять их из бухгалтерских книг хромающих банков и «распечатать» закупоренные артерии кредитных рынков.
Подписывая закон, Буш предупредил американцев, чтобы они не ждали от него быстрой отдачи. Он сказал: «Нам необходимо время для создания эффективной программы, которая достигла бы поставленной перед ней цели, не разбрасываясь деньгами налогоплательщиков». Несмотря на круглосуточные бдения, Минфин США не сможет приступить к выкупу у банков «токсических активов» (новый термин. — «Известия») раньше чем через полтора месяца, по крайней мере, не раньше 4 ноября — дня выборов. И уж точно не будет управлять ими сам. Полсон собирается привлечь к этой тяжелой работе профессионалов со стороны, в том числе бывших коллег по Goldman Sachs, чтобы они исполняли при нем роль советников-визирей.
Помимо них, Минфин передает огромную часть программы 5-10 фирмам — менеджерам активов. Они получат существенный кусок первого пирога в размере 250 миллиардов долларов. Их жалованье будет несколько ниже ставок в частном бизнесе (1% активов, или один доллар на каждые сто долларов «управляемых» денег). Но не стоит их, тем не менее, жалеть. Растасовывая 700 миллиардов выкупного плана, эти фирмы получат десятки миллиардов долларов в виде «оплаты труда»!
Главным механизмом покупки «токсических активов» станут так называемые «перевернутые аукционы», которые применяются при покупке электроэнергии или частот. Правительство выставит на торги, скажем, ценные бумаги, обеспеченные не очень надежными ипотеками. Их стоимость будет определяться в конечном счете тем, сколько банков захотят их продать. Такая система таит в себе опасную западню. Кому будут служить эти банки — налогоплательщикам по низким ставкам или своим клиентам, платящим полную цену? Как замечает без всякой иронии бывший заместитель председателя Федеральной резервной системы США Алан Блайндер, «помимо бывшего председателя ФРС Пола Волкера, с его статусом и честностью, трудно будет подобрать менеджеров, которые захотят почти даром служить стране, а не своим клиентам».
Но и это еще не все. Минфину придется принимать головоломные решения по поводу того, кто будет выходить победителем, а кто побежденным в процессе выкупа финансовой системы страны. Закон только-только подписан, но лоббисты различных групп интересов уже штурмуют Капитолий, Белый дом и казначейство. Управляющий директор компании Pimco Вильям Гросс предлагает свои услуги даже даром! Поскольку после выборов в Минфине произойдет смена караула и туда придут новые люди, еще больше возрастает роль «привлеченных» визирей и лоббистов.
И, наконец, самый сложный кульбит: как установить цену «токсических активов», которые будет покупать само казначейство? У некоторых из них вообще нет никакой рыночной стоимости, поскольку у них не было даже потенциальных покупателей. Такая ситуация дает огромную власть фирмам, которых наймет правительство для осуществления «Плана-700». Они смогут играть на повышение и на понижение по своему усмотрению. Если администрация и впрямь намерена помочь налогоплательщикам, она должна играть на максимальное понижение. В этом случае ей придется оказать сильнейший нажим на банки. Но, свалив на их плечи огромные потери, администрация не даст им возможности снова ссужать деньги в обозримом будущем, пока они не обзаведутся свежим капиталом. Если же администрация согласится покупать активы по банковским ценам, то тогда придется переплатить налогоплательщикам и залезть в бюджетный дефицит, и без того рекордный. «Правильная» цена будет, таким образом, зависеть от того, на чью сторону встанет правительство — покупателей или продавцов «токсических активов».
Для ускоренного проведения в жизнь нового закона Минфин будет вынужден в огромной степени положиться на частный сектор. Вот что говорит по этому поводу президент Securities Industry and Financial Markets Association Тим Райан: «Казначейству придется передать рынку почти все, оставив за собой лишь окончательное решение». Но как принимать это окончательное решение, если бразды правления находятся в чужих, враждебных руках? Поэтому вполне понятна обеспокоенность многих инвесторов тем обстоятельством, что правительство собирается слишком уж полагаться на фирмы, которые станут переводить капиталы в сторону своей частной клиентуры. Глава одной из таких фирм Джон Сигель откровенно заявляет: «Я даже в фантасмагории не могу себе представить, как буду заниматься менеджментом всего этого. Как я буду одновременно управлять одной стороной, где преследую максимизацию профицита, и другой стороной, где мне надо сеять социальное добро?». Опыт показывает, что капитал всегда предпочитал социальному добру профит. Даже в ущерб себе, как это произошло сейчас в Соединенных Штатах.