Главная » Банки » Купим Исландию. Дорого. Звонить: Москва, Кремль

Купим Исландию. Дорого. Звонить: Москва, Кремль

Россия согласилась помочь Исландии, маленькому островному государству, предоставив ей огромный стабилизационный кредит по невероятно низкой на сегодняшний день ставке. Что это – бессмысленная щедрость или дальновидный геополитический шаг? И вообще, 4 миллиарда евро – это много или мало? Судьба Исландии до недавних пор россиян не волновала вовсе. Теперь о невероятной сумме, которую «остров стабильности» готов вбросить в экономику тонущего острова гейзеров, не говорит только ленивый.

Между тем, в Европе исландская тема обсуждается уже давно. Эта «страна – хедж-фонд», страна-образчик либерального экономического регулирования и образцовая модель быстро развивающейся экономики, еще в конце 2007 года, первой в мире, столкнулась с полноценным экономическим кризисом. Валюта Исландии – крона – с начала этого года потеряла уже треть своей стоимости по отношению к евро. Ведущие исландские банки — Kaupthing, Glitnir и Landsbanki – пали жертвой атак международных финансовых спекулянтов. В конце сентября власти страны выкупили (читай – национализировали) банк Glitnir, 7 октября – Landsbanki, а банк Kaupthing в этот же день получил от национального банка Исландии кредит в 500 млн евро. Осенью 2008 года стало очевидно, что Исландия может оказаться первой в мире страной, доведенной текущим мировым кризисом до состояния странового дефолта.

Почему так оглушительно лопается пузырь исландской экономики? Слишком быстро рос – считают в МВФ. За 2003-2007 годы внутренний валовой продукт (ВВП) страны вырос на 25%, причем этот бодрый рост происходил в основном за счет внешних заимствований. Чтобы привлечь иностранные инвестиции, власти страны укрепляли валюту и задирали процентные ставки (к началу 2008 года они были самыми высокими в Европе — 15,5% годовых). В результате сформировался чудовищный дисбаланс: скромный ВВП, с одной стороны, и огромные финансовые активы вкупе с чудовищными задолженностями, с другой. По итогам 2007 года ВВП Исландии составлял всего $16 млрд, активы финансового сектора – 1000% ВВП, внешний долг – 550% ВВП.

Имея в виду преддефолтное состояние Исландии, согласие России помочь ей стабилизационным кредитом в размере 4 млрд евро (вечером 7 октября министр финансов Алексей Кудрин все-таки признался, что Россия согласилась выдать этот кредит, хотя до этого опровергал заявления исландского нацбанка) – это спасательный круг. Причем весьма солидный круг. Судите сами: в мае 2008 года, когда Исландия уже вовсю тонула, пуская пузыри, центробанки трех скандинавских стран – Швеции, Дании и Норвегии – создали специальный фонд для экстренной поддержки валюты Исландии размером в 2,3 млрд долларов. Сейчас одна Россия готова на те же цели дать Исландии почти в два с половиной раза больше. То есть 4 млрд евро по исландским меркам – это много, очень много.

Да и с российской колокольни — это огромная сумма. Кроме того, обещанная по очень неплохой ставке. Судя по сообщению Нацбанка Исландии, Россия обещала им кредит по ставке LIBOR+ (0,3-0,5)%. Для сравнения: российский Центробанк будет кредитовать ВЭБ под LIBOR+1%. В ситуации, когда российские власти едва ли не ежедневно проводят экстренные совещания по разработке антикризисных мер, это выглядит как минимум странно. Тут самим бы впору спастись, а не кредитовать кого-то на льготных условиях – скажет обыватель. И, по-моему, будет не вполне прав.

Есть как минимум несколько резонов, по которым России следует согласиться выдать Исландии этот кредит.

Первый и главный — геоэкономический.

Лидеры разных стран постепенно начинают понимать, что спасти мир, утопающий в пучине финансового кризиса, можно лишь всем миром. Эта тема рефреном звучит на трехдневной конференции по вопросам мировой политики в Эвиане; наверняка об этом заговорят и завтра, на годовом собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка. Напомним: совсем недавно глава ВБ Роберт Зеллик уже выступил с предложением о расширении большой восьмерки за счет стран БРИК, Мескики, Саудовской Аравии и ЮАР. О необходимости забыть на время о личных амбициях, прекратить политические дрязги, мировые лидеры говорят все чаще. Пора уже что-то и делать.

Прийти в такой момент на помощь Исландии для России – это решение, продиктованное жестокой необходимостью. У России сейчас есть накопленные в период сверхдорогой нефти запасы. Международные резервы ЦБ по состоянию на конец сентября – это 566 млрд долларов, еще 32 с лишним миллиарда долларов сложено в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде. Конечно, можно было бы, заперевшись на своем «острове стабильности», бороться с кризисом только у себя дома. Но в этом случае Россия рискует внезапно обнаружить, что мировая финансовая буря, разыгравшаяся еще сильнее в том числе и из-за исландского урагана, обесценила все накопленные запасы.

Ведь многочисленные кредиторы Исландии, у которых она набрала огромные кредиты – это преимущественно европейские банки. Объяви Исландия дефолт – в штопор уйдет вся Европа. И обязательно потянет за собой Россию, которая имеет шансы выбраться из кризиса, что называется, «малой кровью». Получается, что, спасая Исландию, Россия спасает прежде всего себя.
Есть менее глобальные и сугубо прагматические соображения.

Кризисы рано или поздно проходят. А союзники (иногда) остаются. Та же Исландия, бурным развитием которой с выгодой для себя несколько лет пользовались предприниматели из разных европейских стран, после такого жеста станет наверняка более благосклонно относиться к российским инвестициям. Пока российско-исландский товарооборот составляет примерно 100 миллионов долларов в год. А российский бизнес (в лице Романа Абрамовича и Олега Дерипаски) совсем незадолго до кризиса начал интересоваться возможностью инвестиций в эту страну. Сейчас, к слову, цена вхождения в исландскую экономику может оказаться весьма низкой.

Да и летать в Латинскую Америку через Исландию удобно.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.