Финансовый кризис продемонстрировал, что бюджетная стабильность не гарантирует российской экономике защиту от потрясений. И если ЦБ не сможет запустить внутренние механизмы создания ликвидности, то страну ждет катастрофа. Больше всего пострадают секторы, демонстрировавшие наибольший рост в последние годы — банки, строительство и торговля.
Банковская система РФ серьезно пострадала из-за сокращения объемов зарубежных кредитов и падения котировок российских акций. Еще в июне 2008 года индекс ММВБ превышал отметку в 1900 пунктов, а сейчас упал ниже 700 пунктов. Соответственно, многие банки, в балансах которых была большая доля акций, понесли серьезные убытки (масштаб катастрофы можно будет оценить только после сдачи квартальной и годовой отчетности).
Для поддержания ликвидности в банковском секторе государство выделило более $50 млрд, а общий объем средств, обещанных финансовой системе, достиг 3 трлн руб. ($120 млрд). Однако это — короткие деньги, которые выдаются на срок не более 3 месяцев. Долгосрочного же источника ликвидности для банковской системы пока нет.
До августа основу ликвидности составляли валютные поступления экспортеров и займы на мировых рынках, то есть рублевая ликвидность создавалась как производная от долларовой. Сейчас займы стали практически невозможны, а поступления экспортеров оказались под угрозой из-за падения цен на сырье. Как заявил Дмитрий Медведев, государство готово выделить банковской системе 950 млрд руб. на срок не менее 5 лет (большую часть получит Сбербанк), что можно рассматривать как попытку завести в банковский сектор «длинные деньги».
Однако пока практически все банки сворачивают программы кредитования — как корпоративные, так и потребительские. Потребительский бум, наблюдавшийся в последние годы, подходит к концу. Уже в ближайшее время можно прогнозировать спад продаж недвижимости из-за прекращения выдачи ипотечных кредитов, новых автомобилей, особенно иномарок (в 2007 году почти половина новых автомобилей была продана в кредит), мебели, сантехники, бытовой техники, стройматериалов.
Из-за невозможности получить кредиты спад наблюдается в строительной отрасли, а также в смежных отраслях (производстве стройматериалов, металлургии, машиностроении, производстве сантехники и т.п.) Как следствие, цены на недорогую недвижимость могут существенно снизиться (в связи с сокращением спроса, а также продажами «инвестиционных» квартир с целью фиксации прибыли).
Проблемы ожидают и ритейлеров, которые брали значительные кредиты под активную экспансию последних лет: они не смогут рефинансировать долги в новых условиях и, возможно, будут проданы. Одними из первых под удар попали салоны сотовой связи: уже продана «Евросеть», часть акций «Цифрограда», на очереди — «Беталинк» (переходит под контроль Altimo), ведет переговоры о продаже и «Диксис». Скорее всего, в конечном итоге все основные сети салонов сотовой связи перейдут под контроль операторов «большой тройки», либо аффилированных с ними структур.
На рынке облигационных займов также началась волна дефолтов, что окончательно парализует рынок долговых бумаг и исключит возможность для компаний получать оттуда финансирование. На этом фоне компании сворачивают инвестиционную активность, и в 2009 году основными инвесторами будут крупные государственные компании. По оптимистическому прогнозу, темпы роста ВВП упадут с 7-8% в 2008 году до 4-5% в 2009-м.
В целом, российская экономика в ближайший год может претерпеть серьезные изменения — в зависимости от общей ситуации в мировой экономике и от того, как на нее отреагируют власти РФ.
Кризис на мировых рынках постепенно распространяется на реальный сектор экономики. В ближайший год рецессия грозит США, Евросоюзу и Японии. Возможно, «план Полсона» позволит изъять плохие долги из балансов американских банков, что спасет экономику США от многолетней стагнации по японскому сценарию. Однако существует угроза, что традиционные кредиторы США — Японии, Китай, Южная Корея, Россия, Тайвань и страны Персидского залива — из-за политических причин и собственных проблем могут отказаться финансировать антикризисные меры американских властей.
Так, падение цен на нефть лишает Россию и страны Персидского залива возможности направить значительные финансовые потоки на покупку американских казначейских облигаций. А ЦБ Китая уже «порекомендовал» национальным банкам прекратить кредитовать американские финансовые институты, объясняя это возросшими рисками (при этом запрета на кредитование европейских банков не последовало, что дает повод задуматься о политическом характере решения).
Главным же риском является снижение потребительской активности, связанное с удорожанием кредитов. Накануне кризиса 1989 года японцы имели сбережений на сумму равную 15% ВВП, через 10 лет объем сбережений сократился до 5% ВВП — 10% позволили поддержать потребление в Японии во время кризисного периода 90-х годов. Но у американских потребителей подобной «подушки безопасности» нет – объем сбережений отрицателен из-за превышения суммы полученных кредитов над объемом депозитов. Долг домохозяйств в США составляет 90% ВВП, а стоимость розничных и корпоративных кредитов доходит до 200% ВВП.
К тому же падение на фондовом рынке нивелировало «эффект богатства», когда средний американец ощущал себя более состоятельным за счет роста стоимости акций на бирже. Теперь же граждане США стали «беднее», и им придется тратить деньги в соответствии со своими реальными доходами. При этом падение спроса даже на 5% приведет к сокращению ВВП на 3,5%, не считая мультипликатора.
Очевидно, что экономический кризис в ведущих странах мира приведет к дальнейшему снижению цен на нефть. Фундаментальным «дном» для нефти можно считать цену в $30-35 за баррель, поскольку именно по такому уровню расчитывается себестоимость многих новых проектов по ее добыче. В ситуации кризиса ОПЕК будет не в силах помешать падению цен, поскольку страны картеля не готовы значительно снизить добычу. В 2009 году цены на нефть могут упасть до $50-60 за баррель (более значительное снижение возможно только в случае затяжного экономического кризиса).
Россию цена в $50-60 не «убьет»: размер стабилизационных резервов позволяет даже в случае полного выпадения нефтегазовых доходов исполнять бюджет в течение двух лет. Сокращение нефтяной составляющей в доходной части бюджета позитивно скажется на инфляции, и негативно — на внутреннем спросе. Параллельно будет происходить плавная девальвация рубля, что позволит получить эффект импортозамещения. В выигрыше окажутся отрасли, ориентированные на внутренний рынок и конкурирующие с импортом — пищевая, легкая промышленность, частично фармацевтика и машиностроение. Однако очевидно, что эффекта, подобного тому, что был получен в 1999-2002 годах, уже не будет.
В этой ситуации важно, чтобы монетарные власти смогли запустить внутренний механизм создания ликвидности. Тогда Россия относительно безболезненно переживет кризис: темпы роста ВВП будут достаточными; постепенно восстановится инвестиционный рост; компании будут вынуждены повышать совою эффективность для выживания в условиях мирового кризиса. Если же внутренний механизм выработан не будет, России грозит масштабный экономический кризис.