Пока во всем мире набирает силу экономическая разруха, китайское руководство потирает руки: наконец-то настало время «отвязаться» от доллара и сделать юань мировой резервной валютой. Вот только есть одна проблема — большая часть от ,8-миллиардных китайских золотовалютных резервов вложена в госбумаги США. Что в этой ситуации делать, как раз и решали участники закончившегося в воскресенье пленума ЦК Компартии Китая (КПК).
По традиции пленумы ЦК КПК проходят очень закрыто и вся информация об их работе (нынешний пленум продолжался целых четыре дня) обычно составляет одно коротенькое коммюнике. В этот раз в нем тоже были только общие слова про успешную работу политбюро и «важные решения» по развитию сельского хозяйства. Не густо. Но в прессу за пределами самой Поднебесной уже просочилась информация, что руководители Китая обсуждали там вовсе не коров и бычков, а гораздо более важный вопрос: как быть во время мирового экономического кризиса?
Споры об этом ведутся уже несколько лет. Влиятельные ставленники бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя, которых здесь называют «шанхайской группировкой», всегда были за инвестирование накопленного страной $1,81 млрд золотовалютных резервов в американскую экономику. Например, в облигации «Фрэдди Мак» и «Фанни Мэй». И даже когда эти ипотечные агентства фактически обанкротились и вся финансовая система США пошла под откос, они продолжали настаивать, что сейчас самое время скупать сильно подешевевшие американские компании. Им возражали сторонники генсека КПК Ху Цзиньтао и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Китаю нет никакого дела до спасения Америки, говорили они, давайте вкладывать свои деньги в экономику родной страны. И судя по уже известному решению пленума «поддержать сельское хозяйство», «шанхайцы» в этой борьбе были разбиты на голову.
И скоро, возможно, последуют большие отставки в китайском руководстве. Комментарии официальных лиц этот вывод подтверждают. «Национальная экономика способна поддерживать устойчивое развитие», но только при этом условии наращивания внутреннего потребления, заявил в понедельник представитель китайского центрального банка. И поэтому сейчас основная задача правительства — снижение доли экспорта в ВВП, поскольку одним из главных потребителей китайской продукции являются США, финансовая система которых идет ко дну. Так что же, теперь Китай заберет из Америки свои триллионы и доллар рухнет в пропасть? Не все так просто.
— «Отвязаться» от доллара было решено еще два года назад на закрытом заседании политбюро ЦК КПК, — заявил «Известиям» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский. — Но это было не так просто сделать. И вот теперь в связи с мировым кризисом у них появился шанс.
Для этого Китаю надо сократить зависимость от экспорта своих товаров в США, тем более что собственная экономика у них весьма крепкая. По прогнозу Академии общественных наук Китая, в 2008 году темпы роста ВВП в стране составят 10,1%. А инфляция сократится с 6,5% в этом году до 4,5% в 2009.
Андрей Островский уверен, что Китай этих целей добьется без труда, даже во время мирового кризиса.
— Доля прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику не превышает 10%, доля США во внешней торговле — 20%. Сократить ее в два раза очень легко. Они просто переориентируют часть своего экспорта с Америки на страны Юго-Восточной Азии. Поэтому никаких больших угроз для китайской экономики я сейчас не вижу.
Вот только делать все это придется без большей части своих почти двухтриллионных долларовых накоплений.
— Сейчас США практически послали Китаю сигнал, начав переговоры о поставках оружия Тайваню. То есть выдернуть свои деньги из американских госбумаг у Китая вряд ли получится. Зато у России теперь появилось новое поле для сотрудничества с Китаем: вместе придумать, как наши деньги из Америки вернуть, — полагает ученый.