Вы держите в руках доллар… Валюта! Деньги! И крепкие, видимо, поскольку столько людей отдают им предпочтение.
Но знаете ли вы, что доллар – это вовсе не такие же по своей сути деньги, чем, например, английский фунт стерлингов или тот же российский рубль?
Посмотрите внимательно на любую купюру – хоть в один доллар, хоть – в сто. Вы увидите на ней надпись “Federal Reserve Note”. Что это означает?
А означает это, что вы держите в руках вовсе не долговое обязательство государства под названием Соединенные Штаты Америки, а некое обязательство некоей организации под названием «Федеральный Резерв» (или Федеральная Резервная Система).
Что же это за организация? Вот как она описана в основном учебном пособии, по которому учили и учат, в сущности, всех наших финансистов и банкиров.
Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских корпораций. Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.
По структуре ФРС представляет собой сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне); федеральные резервные банки; банки-члены ФРС. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками-членами ФРС выступают около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 12 тыс.). Сейчас наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как свидетельствуют американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.
Банки-члены ФРС — наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США. Они служат акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6%-ный дивиденд. Помимо этого преимущество, которым пользуются банки-члены ФРС, обусловлено прежде всего тем, что они становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в том числе и в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. /…/ ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке; Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 млрд. до 20 млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.
А вот что пишет по этому поводу О.Маслов со ссылками на многих известных аналитиков.
Интеллектуалы с конспирологическим мышлением постоянно подчеркивают, что “ФРС — это частная американская корпорация, хотя и очень специфичная, поскольку получает со всего мира монопольный доход за счет эмиссии валюты единственной в мире сверхдержавы, а также за счет эмиссии долговых обязательств этой сверхдержавы. ФРС — это чисто американская фирма, а не международная организация, Слабость ФРС кроется в ее силе — в долларе. Угроза доллару как глобальной валюте — это и есть угроза ФРС и ее роли в Америке”. Для доказательства частного характера ФРС обычно приводится следующее: “Гражданин США по имени Джон Льюис попал под машину.
Произошло это 27 июля 1979 года. Машина, по некой случайности, оказалась принадлежащей Федеральному Резервному Банку. Согласно закону правительство США должно нести ответственность при нарушении прав граждан служащими государственных органов (the Federal Tort Claims Act). Исходя из этого закона Льюис и подал в суд исковое заявление. И был огорошен ответом окружного суда — Федеральный Резервный Банк не является государственной структурой и потому не подпадает под действие данного закона! Гражданин Льюис не мог в это поверить! И подал аппеляцию в суд высшей инстанции — суд штата. Судебное рассмотрение длилось довольно долго, но в 1982 году был таки дан исчерпывающий ответ — ФРС — частная коммерческая структура. В решении суда довольно подробно рассматривались причины подобного ответа со ссылками на различные законы и судебные прецеденты” (Максон). Экономисты крайне высоко оценивают влияние ФРС: “Федеральная резервная система США — всего лишь печатный станок мировой кредитно-финансовой системы — своеобразной касты финансовых жрецов, держащей в руках все мировые финансовые тайны” (Г.Лебедев, С.Тимофеев).
Кризис ФРС заключается в реальной перспективе утраты доверия: “Структура пассивов ФРС, на 90% состоящая из федеральных долговых бумаг, т.е. из обещаний. Доминирование в пассивах центробанка обещаний придает денежной системе элемент нестабильности, особенно в государствах, не располагающих солидными золотовалютными резервами. В США конечным держателем государственных долгов является ФРС, а золото представляет лишь незначительную часть (около 10 %) ее пассивов. Поэтому все американские обязательства обеспечиваются честным словом руководителей ФРС и казначейства США и их профессионализмом” (Гр.Сапов). И это несмотря на значительные усилия по поддержке имиджа ФРС: “Среди обывателей есть несколько устойчивых мифов об инфляции. Считается, например, что чем больше денег в экономике, тем больше инфляция. Но это неверно. Америка действительно покрывает свой дефицит бюджета печатным станком. За те 18 лет, что федеральной резервной системой США руководил Алан Гринспен, денег в американской экономике стало намного больше. Государственный долг вырос почти в 4 раза — с 2,3 до 8 трлн долл. Ссуды банков коммерческим компаниям — в 3,5 раза. Выпуск компаниями необеспеченных бондов — в 6 раз. Объем ипотечных кредитов — почти в четыре раза. А инфляция не выходила за 2,5-4% в год. И это не сказка. Просто есть масса методов управления денежной массой” (В.Иноземцев).
/…/
Исчерпанность ФРС проявляется в следующих аспектах. Во-первых, экономисты многих стран мира все чаще стали подчеркивать двойственную природу доллара, и, соответственно, двойственность положения ФРС. Во-вторых, процесс глобализации и стремительное расширение сети Интернет привели к массовому распространению объективных знаний о мировой валютно-финансовой системе. И отсутствие доверительной легитимности у ФРС, как глобального надгосударственного института, стала более чем очевидной. В-третьих, с каждым годом увеличивается соблазн ослабить влияние “единственного в мире месторождения долларов”. М.Хазин отмечает, что “вся система МВФ/МБ (созданная в рамках Бреттон-Вудских соглашений) работает на то, чтобы никто, кроме ФРС не мог эмитировать деньги: тут и система currency board, и ее неявные аналоги и ограничения для стран – участников МВФ и т.д”. Вероятность появления месторождений глобального юаня или “энергетической валюты” с каждым годом возрастает. В-четвертых, становится все более очевидной неспособность ФРС эффективно влиять на мировую валютно-финансовую систему. В-пятых, ослабление или крушение доллара приведет к исчезновению ФРС. “Что касается финансовой системы, то она будет вынуждена во многом отказаться от доллара – что делает ее нерегулируемой в рамках существующих институтов” (М.Хазин).