Но всеобщая нехватка ликвидности по всему миру заставила капитал покинуть рынки третьего мира, к которым, кстати, относится и Украина.
То, что Украина продавала и продолжает продавать намного меньше, чем покупала у соседей, не было каким-то секретом за семью печатями. Дефицит платежного баланса покрывался за счет иностранных инвестиций (в том числе – прямых). Однако отток капитала и сопутствующий ему валютный голод в условиях сохраняющихся платежей по внешним заимствованиям привел к резкому росту спроса на валюты. Особенно это касается доллара США, в котором осуществляется большая часть расчетов по экспортно-импортным операциям. «Валютный рынок постоянно переживает нехватку предложения иностранной валюты, в то время как НБУ вынужден постоянно покрывать этот разрыв за счет собственных валютных резервов.
Перенос досрочных парламентских выборов на неопределенный срок также снизил реальную необходимость удерживать существующий обменный курс на текущем уровне»,
– считают аналитики «ИНГ Банк Украина».
Чтобы не допустить сильного обвала национальной валюты, НБУ, конечно же, периодически совершает валютные интервенции на межбанковском рынке, тем самым, стимулируя гривневый спрос. Однако такая политика регулятора носит всего лишь временный характер – резервы исчерпаемы и бесконечно так продолжаться не может. Подтверждением тому являются и слова главы Совета НБУ Петра Порошенко. «Политика интервенций для стабилизации курса эффективна – но она краткосрочна, и
рассчитывать на более или менее стратегическую перспективу только механизмом валютных интервенций и использования резервов опасно для страны»,
– сказал Петр Порошенко на позапрошлой неделе.
Насколько долго Нацбанк сможет продолжать такую политику сейчас сказать трудно. Но негативные тенденции уже начали проявляться. По данным инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»,
за первую половину ноября центральный банк Украины потратил для поддержания курса национальной валюты более 1,5 млрд. грн.
«В отличие от ситуации несколькими месяцами ранее, сейчас НБУ выходит с гривневым предложением практически каждый день, почтив рынок своим присутствием лишь во вторник 11 ноября», – говорит Анастасия Головач, профильный аналитик «Ренессанс Капитал».
Кроме того, под сомнением, также и декларируемый размер резервов. По слухам, около 30% золотовалютных резервов НБУ оказалось на счетах обанкротившегося летом «Lehman Brothers», а на счетах американского банковского ритейлера «Wachovia», который месяц назад вынужден был слиться с «Wells Fargo», сконцентрировано $1,25 млрд. Если эти опасения подтверждаются, то для НБУ оказались недоступными около $12 млрд.
Учитывая ограниченность валютного резервирования, НБУ в первую очередь, задумался над сокращением объемов рефинансирования (кредитования коммерческих банков). Так, на позапрошлой неделе Центральный банк продолжал подпитывать ликвидностью банковскую систему, однако это были краткосрочные операции на несколько дней.
Долгосрочную поддержку банковской системы НБУ сократил ровно в два раза, по сравнению с неделей ранее, до 1,8 млрд. грн.
В результате объемы денег, доступных коммерческим банкам, существенно сократились и в середине прошлой недели составляли около 10 млрд. грн. И это при том, что для нормальной работы банковской системы нужно около 16 млрд. грн. Теперь становится понятно, что заявления чиновников в стабильности и непоколебимости украинской финансовой системы были всего лишь голословием, направленным на избежание паники на внутреннем финансовом рынке.
Особенно ярко сокращение поддержки коммерческим банкам видно на новых владельцах проблемных «Проминвестбанка» и банка «Надра» (шестой и седьмой по величине банки Украины). Новые собственники обратились к НБУ с просьбой о предоставлении долгосрочного инвестирования, но правление НБУ в этом им отказало. Мало того,
центральный банк пригрозил введением временной администрации в вышеуказанных банках с последующей национализацией, в случае несоблюдения новыми собственниками взятых на себя обязательств.
Напомним, что по банку «Надра» это погашение внешней задолженности на $400 млн. и обязательств перед клиентами на $500 млн. По «Поминвестбанку это увеличение капитала на 900 млн. грн. и привлечение депозитов на сумму 3,5 млрд. грн. в течении недели. По всей видимости, новый инвестор вряд ли сможет выполнить взятые на себя обязательства, и об этом явно подозревают в правительстве. Кабинет министров уже готовит увеличить капитал государственного «Ощадбанка» на 4 млрд. грн., планируя перевести туда клиентские счета из проблемных банков.
Очевидная нехватка ликвидности в системе привела к тому, что после этого НБУ огласил дополнительные условия для банков, требующих помощи НБУ.
Отныне регулятор будет принимать заявки на долгосрочное рефинансирование только у тех банков, которые организованы в форме открытых акционерных обществ, оплаченный акционерный капитал которых не менее 500 млн. грн. (из 176 зарегистрированных в Украине банков этим требованиям отвечают всего-навсего 37 финансовых учреждений).
Это решение НБУ следует трактовать как: «Денег мало и они заканчиваются, поэтому помогать будем только избранным». Даже более того, среди счастливчиков окажется лишь пятая, крупнейшая часть всех украинских банков. В подтверждение такого поведения есть весомые аргументы.
«Если ляжет хоть один крупный банк, такой как «Райфайзен» (7,2% рынка) или «УкрсибБанк» (6%), то разрушится вся банковская система Украины », – считает Игорь Давиденко, казначей «Брокбизнесбанка».
Для рядовых вкладчиков это означает лишь одно: кто не успел, тот опоздал.